Психология » Специальная дошкольная педагогика и психология » Специальная психология как отрасль психологии. Определение понятия "спец. псих". Задачи, методы и категории спец. псих
Специальная психология как отрасль психологии. Определение понятия "спец. псих". Задачи, методы и категории спец. псих

Психология аномального детского развития - наука о закономерностях психического дисонтогенеза. Дисонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития.

Объект психологии аномального развития - психическое развитие ребенка.

Предмет - законы психического дисонтогенеза.

Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л.С. Выготским, сформулировавшим принципы отражающие законы психического онтогенеза.

Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций.

Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ, в зависимости от характера повреждения функции, возможность формирования обходным путем.

Механизмы направления психической деятельности при дисонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме.

Психический дефект, формирующийся в процессе дисонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни. Задачи, стоящие перед психологией аномального развития: Теоретические:

Проблема нормы и патологии. Общепсихологические задачи. Выработка критериев для разграничения нормы и патологии. Кроме того, предполагается описание психологической структуры нормы. Изучая возможные дисциплины возможно описание психологической структуры нормы, это возможно через отрицание отклонений. Но это до сих пор актуальная задача. Задача трансформации критериев, дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития.

Выделение специфических законов, механизмов формирования нарушений психики. Существуют единые законы развития для аномального и нормального развития, но есть специфичные закономерности для аномалий развития. Общие механизмы: нарушение функций общения, нарушение процесса социализации, нарушение усвоения универсальных социальных знаний. Общие закономерности действуют при всех типах дисонтогенеза. Есть специфические закономерности, характерные для определенного вида дисонтогенеза.

Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дисонтогенеза. В структуре дефекта выяснение соотношения первичных и вторичных составляющих.

Практические:

Клинико-диагностическая - описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик.

Воздействие - коррекция отклонений в развитии.

Экспертная оценка, оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик.


Развитие дошкольников с нарушениями зрения в разных видах деятельности
К детям с нарушением зрения относятся слепые дети с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу. Слабовидящие дети со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше вид ...

Механизм рефлексии, как один из аспектов деформации когнитивного компонента Я-концепции
Мотивация использования когнитивных технологий в практике социальной работы в настоящее время во многом связана с тем, что на сегодняшний день данные статистики говорят о низком психокультурном потенциале современных подростков и дефекте ...