Психология » Специальная дошкольная педагогика и психология » Система раннего выявления и психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом РДА в раннем возрасте
Система раннего выявления и психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом РДА в раннем возрасте

Под аутизмом понимают возникновение у ребенка явного отрыва от реальности, отгороженности от мира, проявляющейся в парадоксальной реакции его на внешние воздействия окружающего мира, в пассивности и сверхранимости от контактов со средой (К.С. Лебединская). Аутизм в настоящее время имеет тенденцию к росту и не зависит от национального, расового, географического и других факторов. Замечено, что аутизм встречается в 4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

В некоторых случаях аутизм проявляется в первые годы или месяцы жизни, что оказывает тяжелое отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка. Это называют синдромом раннего детского аутизма (РДА). По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутистических расстройствах личности отмечаются:

Качественные нарушения в социальной сфере;

Качественные нарушения способности к общению;

Ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

первые признаки аутизма заметны в первый год жизни, а наиболее выражены в 3-5 лет. Они проявляются в нарушении эмоционального контакта ребенка, в его замкнутости, в избегании сверстников. Такой ребенок боится взглядов другого человека, всегда находится в тревоге и напряженности.

Ребенок предпочитает одну и ту же пищу, привязан к одной и той же одежде, обуви, игрушкам, интересы бедны и относительно постоянны. Моторика вычурна. Игра однообразна, любит манипулировать с неигровыми предметами: ватой, ключами, играет один. Воображение почти не развито, либо сильно оторвано от действительности. Внимание неустойчиво. Границы интеллектуального развития широки: от умственной отсталости до одаренности в какой-либо из отраслей знаний. Речь невыразительна, монотонна. Большое количество слов-штампов.

В изучении аутичных детей особое внимание следует уделить организации обследования. Работа должна проводиться индивидуально с каждым ребенком.

В начале работы специалист изучает историю развития ребенка, анамнестические данные, знакомится с творчеством ребенка, беседует с его близкими. Необходимо знать, как ребенок привыкал к режимным моментам, когда начал узнавать маму и т.д. также нужно узнать, возникали ли у ребенка двигательные стереотипии, навязчивость и агрессия. Следует уточнить сведения о характере речевого развития ребенка, нужно знать, чем увлекается ребенок.

На следующем этапе специалист определяет тип аутистического дизонтогенеза ребенка. Это происходит во время наблюдения за поведением и спонтанной деятельностью ребенка (всего 4 типа: уровень полевой реактивности, уровень стереотипов, уровень экспансии, уровень эмоционального контакта).

На третьем этапе выявляется уровень знаний и навыков детей и определяется программа обучения, адекватная их возможностям.