Психология » Специальная дошкольная педагогика и психология » Организация коррекционно-воспитательной работы в спец. (корр) ДОУ для детей с наруш. речи
Организация коррекционно-воспитательной работы в спец. (корр) ДОУ для детей с наруш. речи
Страница 1

Детские сады для детей с наруш. речи оказывают массовую помощь детям с различными откл. речевого развития. Их основная задача - коррекция речевого нарушения и подготовка к обучению в общеобразовательных школах или в спец. школе для детей с тяжелыми наруш. речи. Выявление детей с наруш. речи и направление их на ПМПК осуществляется логопедами детских поликлиник, педиатрами, психоневрологами; из ДОУ - заведующими и воспитателями. В логопедических ДОУ осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами наруш. речи, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста. Функционируют следующие группы: для детей ОНР, для детей ФФН, для заикающихся детей, для детей с наруш. произношения отдельных звуков. При отборе детей осуществляется тщательная дифференциальная диагностика речевых нарушений от сходных состояний - наруш. речи при У. О, ЗПР, наруш. слуха, РДА и д. р.

В ДОУ для детей с наруш. речи предусматривается чёткая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается: своевременным обследованием детей; рациональным составлением расписания занятий; планированием индивид. работы с каждым ребёнком; наличием планов фронтальных занятий; оснащение их спец. оборудованием и наглядными пособиями; совместной работы логопеда с воспитателем и родителями.

Проведение всего комплекса корр. обучения требует совмещения спец. занятий по исправления недостатков речи, с выполнением общих программных требований. Для дошколь. группы детей с наруш. речи разработан режим дня. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивид. занятий. Выделяются в вечернее время спец часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по корр. речи. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Он должен знать индивид. отклонения в формирование речи ребёнка, слышать дефекты произношения и лексико-грамматические стороны речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности, учитывать речевые возможности каждого ребёнка. Совместно с логопедом (в группах ОНР, ФФН) планируются занятия по разв. речи, ОЗОМ, подготовки к письму и т.д. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в спец. тетради. Содержание обуч. и воспит. определяется спец. программами, разработанными для детей заиканием (С.А. Миронова), детей ФФН и ОНР (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филиппова). В программах предусмотрено всесторонне разв-е детей, которое обеспечивается следующими разделами: игра, труд, физич. и муз. воспит, ФЭМП, ОЗОМ, ИЗОД и конструирование, развития речи. Раздел разв. речи яв-ся специальным, в нём отражается содержание коррек-предупредительной работы, направленной на устранение речевой недостаточности и вторичных проявлений дефекта. Задачи, содержание и методики этого раздела работы определяются в зависимости от специфики нарушения.

Так как в структуре многих реч. нарушений выделяются два типа недостаточности: собственное наруш. речи и обусловленное им недоразвитие неречевых процессов, обеспечивающих речевую деятельность, реабилитационная программа предусматривает 2 направления работы:

1) формирование реч. компонентов (произношение, фонетическое восприятие, темпо-ритмическая организация речи и т.д.);

2) развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речев. поведения и д. р.

Характеристика типов программы.

Конечной целью реабилитации ребёнка с реч. наруш. средствами образования яв-ся полноценная подготовка к обучению в массовой школе. Опыт работы спец. ДОУ доказал их их высокую эффективность. Около 80% выпускников ДДУ для детей с наруш. речи продолжают обучение в массовых школах, около 20% - спец щколы для детей с наруш. речи.

Страницы: 1 2


Типология темпераментов
Под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.Степень проявления различных свойств темперамента у разных людей одного и того же ти ...

Особенности протекания идентификации
Половая идентификация протекает по-разному у мальчиков и девочек. Так, для девочек характерны более выраженные эмоциональная восприимчивость и реактивность, более гибкое приспособление к конкретным условиям, большая комфортность поведени ...