Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. В ходе изучения детей с отклонениями в развитии обнаружилось, что наиболее общие закономерности развития нормального ребенка прослеживаются и у этих детей. К ним относятся: определенная последовательность стадий развития психики; наличие сенситивных периодов в развитии психических функций; последовательность развития психических процессов; роль деятельности и речи в развитии. В процессе развития каждого ребенка с нарушениями зрения можно выделить три критических периода: осознание своего отличия от нормально видящих детей; переход от дошкольной системы воспитания к регулярному систематическому школьному обучению; переход к обучению в средних классах общеобразовательной и специальной школы. В соответствии с указанными критическими периодами определяются и направления обследования детей с нарушениями зрения.
Для того, чтобы определить степень и уровень возможности к саморегуляции, необходимо выяснить:
Знание ребенком своих органов чувств
Понимание пользы ношения очков, лечения, специальных занятий по развитию зрения
Желание общаться с детьми и взрослыми, создавать свое личное окружение
Появление интереса к своему личному виду, отношение к необходимости носить очки
Осуществление самоконтроля за поведением.
Для определения социальной адаптации ребенка психологу необходимо знать:
Как у ребенка развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, о других людях
Как он получает информацию от других людей и использует ее
Предлагает ли свою помощь другим
Использует ли зрительный контакт с людьми вне зависимости от остроты зрения.
При наблюдении и обследовании детей надлежит внимание представлению ребенка об обществе, социальных службах:
Расширяются ли у ребенка представления об обществе, какие общественные институты знает, профессии
Может ли описать родителей
Что знает о деньгах
Имеет ли представление о времени.
Виды игрушки и игровой деятельности
Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятел ...
Анализ результатов исследования
Результаты изучения уровня самооценки представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Уровень самооценки среди дошкольников
№
Уровень самооценки
АВ
%
1
Неадекватно низкий (0 баллов)
3
10
2
Средний (1 балл) ...
|