Психология » Специальная дошкольная педагогика и психология » Понятие аномального развития. Определение понятий "дизонтогенез". Психологические параметры дизонтогенеза
Понятие аномального развития. Определение понятий "дизонтогенез". Психологические параметры дизонтогенеза
Страница 1

К аномальным (от греч. anomalos - неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Дефект (лат. defectus - недостаток) одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе. Следовательно, эти дефекты не являются причиной аномального развития.

Дизонтогенез (disontogenesis) - это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. (Онтогенез - постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его строению и функционированию. Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти)

Термин дизонтогенез обозначает различные формы нарушения онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. Причины возникновения дизонтогений можно условно разделить на врожденные и приобретенные. К числу врожденных (биологических) можно отнести: пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала; внутриутробные нарушения; патологию родов; онкологические и инфекционные заболевания; ряд других факторов (вредностей), которые не оказывают на взрослого патогенного воздействия (из-за невысокой восприимчивости гематоэнцефалического барьера и др.) При этом большое значение имеет время повреждения (наиболее ранимый - период максимальной клеточной дифференциации), мозговая локализация процесса, степень его распространенности (наблюдается с одной стороны незрелость, а с другой - тенденция к росту и, следовательно, компенсации дефекта), а также интенсивность повреждения. Среди приобретенных (социальных) причин выделяют: микросоциально-педагогическую запущенность; патохарактерологическое формирование личности. В целом, ряд проявлений дизонтогенеза при этой этиологии менее выражен и груб.

Основные характеристики (параметры) дизонтогенеза:

1. связанный с функциональной локализацией нарушения, в зависимости от которого различают два вида дефектов (частный, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи; общий, связанный с нарушением регуляторных систем, при дисфункции которых наблюдаются подкорковые (снижение уровня бодрствования, психической активности, патология влечений и др.) и корковые дефекты (нарушение сложных эмоциональных образований и интеллектуальной деятельности).

2. связанный с временем поражения: чем раньше произошло поражение, тем более вероятно явление недоразвития и чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадом структуры психической функции. Повреждению чаще всего подвергаются функциональные системы с относительно коротким временным циклом развития (функции, имеющие подкорковую локализацию). В сенситивные периоды также увеличивается вероятность возникновения психических нарушений (в возрасте 0-3 года и 11-15 лет).

Страницы: 1 2