Психология » Психология и педагогика » Основные психологические школы ХХ-го века
Основные психологические школы ХХ-го века
Страница 1

Первые школы, появились в конце ХIХ – начале ХХ века:

· Структурализм-

научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-е г. ХХ в. и получившие позднее различные философские и идеологические интерпретации. Возникновение Структурализма как конкретного научного направления связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно- эмпирических к абстрактно – теоретическому уровню исследования; основу этого перехода составило использование структурного метода , моделирования, а также элементов формализации и математизации. Структурализм в более узком / и строгом/ смысле - комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода и получившем наибольшее распространение в 60-х г. во ФРАНЦИИ. Его представители французский ученый: этнолог К. Ленви - Строс , историк культуры М. Фуко, психоаналитик Ж. Лакан. Основы структурного метода образует выявление структуры в специфически структуралистском понимании этой категории – как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. В такой трактовке понятие структуры характеризует не просто устойчивый «скелет» какого – либо объекта, а совокупность правил , по которым из одного объекта можно получить второй, третий и т.д. путём перестановки его элементов и некоторых др. симметричных преобразований. Таким образом выявление единых структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается здесь не за счет отбрасывания различий этих объектов, а путем выведения различий как превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного инварианта.

· Вюцбургская школа

– направление экспериментального исследования мышления, существовавшее в 1-ом десятилетии 20в. в психологическом институте г.Вюцбурга Германия. . Основатель и главный теоретик Вюцбургской школы – О. Кюльпе. основной тезис Вюцбургской школы состоит в постулировании существования особых состояний сознания – «мыслей», не сводимых к содержанию чувствительных представлений. Главная заслуга Вюцбургской школы состоит в утверждении специфичности психологических особенностей мышления, их несводимости к ассоциации представлений.

В связи с утверждением в психологи объективных методов изучения психики и поведения работы Вюцбургской школы основанные на самонаблюдении , утратили своё значение.

· Функционализм –

направление , исследующее психические явления с точки зрения их функций в приспособление организма к среде. Возникла в конце 19 в. под влиянием эволюционного учения, способствовавшего переходу от поэлементного анализа сознания в структурной психологии В. Вундта – Э. Типченера к изучению роли сознания при решении индивидом различных задач. Психология того периода понималась как наука о функциях (или «деятельностях») сознания в процессе адаптации организма к изменяющемуся природному и социальному окружению. Область исследований психологии охватила не только сознание, но и поведение (приспособительные действия), его мотивы, механизмы научения и др. Сторонники этого направления внесли существенный вклад в экспериментальную психологию. Однако дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями , телеологические взгляды на сознание как целенаправленно действующую сущность привели к тому , что это направление утратило научное влияние. В 20-х годах ХХ в. американская Функциональная психология была теснена бихевиоризмом.

Страницы: 1 2 3 4


Результаты исследования
Результаты анализа документов Мастер производственного участка является руководителем первичного звена управления. Мастеру подчиняются рабочие участка. Мастер входит в состав участка и подчиняется начальнику производства. Целью деятельн ...

Педагогические условия формирования коммуникативной готовности к школе дошкольников с ЗПР. Организация и исследование особенностей коммуникативной деятельности старших дошкольников с ЗПР
Цель констатирующего эксперимента: изучить особенности коммуникативной готовности детей с ЗПР к школьному обучению. В соответствии с целью выделены следующие задачи: 1. изучение состояния коммуникативных навыков, форм общения старших до ...