Другая характеристика деятельности – её социальная, общественно- историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности, и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделённой между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации,
в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки, и т.д.)
Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы. Знаки, символы ( интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально не присутствуют в момент совершения деятельности.
Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует её ход.
Деятельность – не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим её мотивом. Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.
Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. её результатом является набор преобразований как во внешнем мире , так и самом человеке, его знаниях, мотивах , способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяют разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т.д.).
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень- уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий – уровень операций, и наконец, самый низкий- уровень психофизиологических функций.
Действие –основная единица анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на достижение цели.
Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие – это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность. Стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, - это общение, игра, учение и труд.
Гендерные аспекты профессиональной самореализации
личности. Дифференциальная психофизиология
профессионала: гендерный аспект
Лица мужского и женского пола предъявляют к профессиональной деятельности в значительной степени разные требования, видят в ней источник удовлетворения разных потребностей. По данным Л.А.Головей, от 9-го к 11-му классу у юношей существенн ...
Отечественные научные исследования в области спец. пед
История российской дефектологической науки и практики тесно связана с именем Екатерины Константиновны Грачевой (1866-1934), которая стояла у истоков создания новых в России учреждений для умственно отсталых детей, ей принадлежит издание п ...
|