Определение ощущения –
простейшим познавательным психическим процессом являются ощущения. Простейшим его можно назвать только по сравнению с более сложными процессами. В действительности ощущение является продуктом сложной деятельности специальных органов, объединённых в целостные системы.
Анатомо- физиологический аппарат, специализированный для приёма воздействий определённых раздражителе из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называется анализатором. Каждый анализатор состоит из 3-х частей : 1)рецептора,
или органа чувств, преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы. 2) проводящих нервных путей
, по которым нервные сигналы передаются в мозг. 3) мозгового центра в коре
полушарий головного мозга. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук) т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и психическим агентам.
Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.
Наиболее используемой является систематизация, преложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений:
1) экстерорецептивные
, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
2) интерорецептивные
(органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме ( ощущения голода, жажды, боли, и т.п.)
3) проприорецептивные,
расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.
Теория личности и другие психологические теории
Наше обсуждение привело нас к заключению, что теория личности должна содержать ряд допущений относительно человеческого поведения вместе с правилами, по которым эти допущения связываются с определениями, что позволяет осуществлять их взаи ...
Вопросы возрастной
психологии в трудах зарубежных психологов
В конце XIX-начале XX в. как в Европе, так и в Америке при изучении теоретических проблем развития психики ребенка преобладал биологизаторского направления утверждали, что судьба ребенка определяется врожденными особенностями, и объясняли ...
|