Концепция аффектов у Аристотеля
.
Чувства сопровождают любую деятельность и являются ее источником. При этом чувства удовольствия и неудовольствия являются показателем нормального развития либо задержки развития душевных и телесных функций. Аффект определяется как страдательное состояние, вызванное в человеке каким-либо воздействием и сопровождаемое телесными изменениями, при этом сами аффекты не являются ни злом, ни добродетелью, а характеризуют лишь манеру поведения. Типичными аффектами являются влечения, гнев, страх, т. е. все то, чему сопутствует удовольствие или страдание.
Концепция аффектов у стоиков
.
Школа стоиков возникла в IV в. до н. э. и получила свое название по имени того места в Афинах («стоя» - портик храма), где ее основатель Зенон (не смешивать с софистом Зеноном) проповедовал свое учение.
Аффекты понимаются как чрезмерные неразумные и противоестественные движения души человека, связанные с неправильными представлениями о вещах. Существуют 26 разновидностей аффектов. Основными являются разновидности аффектов удовольствия и неудовольствия, которые стоики считали ложными суждениями о настоящем, и человеческие желания и страхи, определяемые ими как ложные суждения о будущем. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно руководить поведением. Стоики изучали процесс протекания аффекта, и ими было выделено три стадии нарастания аффектов:
1) первая стадия включает в себя нарастание физиологических изменений под влиянием внешних воздействий;
2) на второй стадии происходит непроизвольное появление мнения о ситуации и нужной реакции;
3) третья стадия характеризуется вмешательством разума, которое может привести как к избеганию аффекта (при правильной ценностной оценке происходящего), так и к впаданию в сам аффект, т. е. именно разум ответствен за возникновение аффекта.
Практическая методика борьбы с аффектами включает в себя способность не давать аффектам внешнего выражения, а также не преувеличивать их воображением и отвлечься на воспоминания другого рода.
Тематический план
№ занятия
Содержание
Время выполнения упражнения
Общее время
.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1. Приветствие
2. Основные принципы работы тренинговой группы
3. «Имя и эпитет»
4. «Обмен местами»
5. «Имя на ушко»
6. « ...
Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема
Даже в семье состоящей из родителей и детей, общение «по вертикали» - сложная проблема. Научиться общаться с собственными детьми не на уровне приказов, а на иных, демократичных началах, совсем не просто. И от того, насколько рано родители ...
|