Психология » История психологии как самостоятельная наука » Основные направления развития психологической мысли в эпоху Просвещения
Основные направления развития психологической мысли в эпоху Просвещения

В XVIII в. в Европе наступает эпоха Просвещения, определяемая как период безграничной веры в человеческий разум и способности, позволяющие перестроить общество, как эра торжества науки над Средневековьем. Представители этого движения считали главной задачей «просветление общества» и как следствие поднятие его на более высокую ступень эволюционного развития. Суть этого процесса они видели в избавлении общества от древних суеверий, стереотипов, предрассудков и религиозного фанатизма. Взамен устаревших идей просветители предлагали ориентироваться только на разум, на первоначальную природу человека, на его опыт. Идеи просветителей носили революционный характер.

В психологической мысли в эпоху Просвещения существовали следующие направления:

1) эмпиризм, родоначальником которого считается английский философ Дж. Локк, определял опыт кап основополагающий фактор развития человека и изучал механизмы его приобретения, а также вопрос приоритета опыта над разумом;

2) сенсуализм представлял собой учение о доминировании чувственного познания над рациональным.

Оба направления отрицали существование врожденных и неизменных идей и способностей, доказывали их опытное происхождение и возможность прижизненного развития;

3) ассоцианиэм как направление в идеалистическом учении о душе. Единицей признана ассоциация как механизм формирования и приобретения опыта. В своем развитии ассоцианизм прошел несколько этапов:

- на первом этапе ассоциация выделилась как объяснительный принцип отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания;

- на втором этапе - этапе классического ассоцианизма -были созданы целостные концепции психики и сформировано понимание психики как источника формирования механических связей, или ассоциаций, между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления;

- третий этап включал в себя экспериментальное и практическое изучение сформированных на предыдущих этапах концепций и идей, а также попытку ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.


Диагностическая и функциональная школы социальной работы.
План: 1. М. Ричмонд как основательница диагностической школы социальной работы. 2. «Медицинская модель» социальной работы. 3. Развитие диагностического подхода в середине ХХ столетия. 4. Теоретические взгляды функциональной школы с ...

Внимание. Виды и свойства внимания.
Важнейшей особенностью протекания психических процессов яв­ляется их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. В отли ...