Понятие способностей у Гартли.

Все способности человека объясняются через механизм ассоциаций.

Мышление не существует в системе психики человека как самостоятельный процесс, а обусловлено механизмом ассоциации, в процессе которого создается связь между образом предмета и словом. Процесс понимания слова рассматривался как образование ассоциации между словом и значением, и этот процесс устанавливается в детстве из опыта. Возникновение представлений и мнений основано на пассивном отражении сознанием идей через механизм ассоциаций, а новые мысли и представления являются комбинацией или разложением старых идей.

Память вмещает в себя два понятия - собственно память, которая является воспроизведением ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каком они были получены, и воображение, которое появляется только в том случае, когда этот порядок нарушается. Способность памяти запечатлевать и воспроизводить следы прежних воздействий является основой обучаемости.

Эмоции, воля. Эмоции отождествляются со страстями и являются движущей силой поведения. Достигая определенного порога, силы, они могут определяться как желание или, наоборот, отвращение. Волевая активность происходит в том случае, если страсть, или эмоция, настолько сильна, что приводит к какому-либо действию. В основе формирования вопи лежит ассоциативная связь слова и движения, соединение сенсомоторных реакций с речью; слово (его физический базис - вибрация) присоединяется (по ассоциации) к чувственным впечатлениям, а затем уже само по себе, без этих впечатлений начинает вызывать тот же мышечный акт, который некогда вызвали только они. Способность к волевому действию закладывается у человека в детстве, так как связь между словом и поступком сперва устанавливают взрослые, а затем ребенок сам совершает этот поступок по собственной команде. Но в организме имеется набор неких врожденных первичных автоматизмов, из которых образуются произвольные движения, побуждаемые внешними стимулами


Игра как средство коррекции дошк-в с отклонениями в развитии
Маленькие умственно отсталые дети, поступающие в специальные дошкольные учреждения, как правило, совсем не умеют играть. Они однообразно манипулируют игрушками независимо от их функционального назначения. Так, ребенок совершенно одинаково ...

Психогенное влияние болезни на психику
Следует признать, что интоксикационные воздействия на центральную нервную систему наблюдаются лишь при некоторых соматических заболеваниях, тяжелом их течении и специфическими для клиники внутренних болезней не являются. Основной же формо ...