Психология » История психологии как самостоятельная наука » Причины различия умственных способностей человека по К. Гельвецию.
Причины различия умственных способностей человека по К. Гельвецию.

К. Гельвеции (1715-1771) поставил своей задачей выявление причин различий в умах людей. Теория Гельвеция имеет следующие положения.

1. Способность к ощущению и сохранению этих ощущений, т. е. к памяти, является у человека врожденной.

2. Ощущения являются базой для всех остальных человеческих способностей.

3. Внимание является основой для выполнения любых умственных операций, так как обусловливает сравнение идей.

4. Внимание основано на усилии, которое, в свою очередь, вытекает из интереса человека к чему-либо.

5. Интерес является движущей силой и формирует стремление человека к счастью, которое определяется как физическое удовольствие.

6. Физические потребности обусловливают и определяют все человеческие поступки, действия и мысли, а также некоторые эмоции, например дружбы и любви.

7. Качество и совершенство органов чувств, через которые реализуется врожденная способность к ощущению, не влияет на разницу в мышлении людей, так как люди имеют одинаковый изначальный уровень способностей к восприятию ощущений.

8. Неравенство умов не заключается и в различиях культуры, географии, национальностей, пищи и темперамента.

9. Причиной различий не являются ни врожденные феномены, т. е. ощущения, ни объективная окружающая среда, а есть что-то субъективно приобретенное, и именно оно и обусловливает эти различия.

10. Субъективно приобретенным феноменом человеческой психики являются страсти, которые и есть движущая сила мышления, и случайные необъективно происходящие внешние воздействия, т. е. случай.

11. Страстью, побуждающей человека к действию, т. е. развитию своих мыслительных способностей, является стремление к славе. При этом страсть есть продул и результат воспитаний и, более того, является сублимацией физического наслаждения.

12. Таким образом, воспитание и случай есть две причины различия в умственных способностях разных людей.


Педагогика как теория воспитания (общее представление о воспитании, цели образования и воспитания)
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическоеразвитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный проц ...

Образы мужских и женских достоинств и пороков у молодежи Китая. Менталитет отдельных народов и различия в этических системах
Проводятся исследования, позволяющие определить специфику менталитета отдельных народов. Сформулированные в настоящее время принципы и методология позволяют не ограничиваться, как прежде, феноменологическими описаниями, а приходить к дост ...