Психология » История психологии как самостоятельная наука » Отечественная психологическая мысль в эпоху Просвещения.
Отечественная психологическая мысль в эпоху Просвещения.

Русская психологическая мысль в XVIII в. развивалась под влиянием господствующего феодально-крепостнического строя. Все мыслители в своих трудах вели борьбу с государственной идеологией крепостничества и важнейшей задачей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе, стремясь искоренить из недр общества всевозможные суеверия и предрассудки.

В. Н. Татищев в своих работах развивал идеи зависимости умственного развития ребенка от просвещения и обучения. Источником индивидуального ума он считал опыт других людей, который передается посредством языка и письменности.

И. Михайлов в своей книге 'Наука о душе", ставшей первой в России книгой по психологии, систематизировал весь багаж психологических знаний, опираясь на эмпиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся опытному изучению явления человеческой психики - ощущения, волю, мысли как ассоциации представлений.

М. В. Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, объясняющую ощущения с материалистической точки зрения как результат воздействия на органы чувств человека предметов внешней среды.

А. Н. Радищев развивал идеи Ломоносова и выдвигал следующие психологические идеи.

1. Человек - это целостный организм, имеющий в совокупности различные, порой противоположные друг другу характеристики.

2. Душа не рассматривается как совокупность чувств, мыслей и жизненных сил и, выполняя функции жизненно важных органов - мозга и нервов, не может быть самостоятельной, так как ее существование невозможно без этих органов.

3. Индивидуальное сознание формируется благодаря ведущей роли языка и речи.

4. Развитие способностей обусловлено не только воспитанием, но и влиянием природы. При этом каждый человек неограничен в своем совершенствовании.

5. Воля обусловлена вниманием, которое является выражением мышления, и помогает человеку справляться со своими страстями.

6. Душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее способность к «мысленности» неразрушима, вечна.


Историческая справка
Греческий классик- врач Гиппократ в своей книге «Об эпидемиях» описал клинический случай неконтролируемых страхов. Затем мы сразу перескакиваем в XYII век нашей эры, к Роберту Бартону, который в 1621 году в «Анатомии меланхолии» описал с ...

Формы и способы адаптации детей раннего возраста
С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. ...