Психология » История психологии как самостоятельная наука » Отечественная психологическая мысль в эпоху Просвещения.
Отечественная психологическая мысль в эпоху Просвещения.

Русская психологическая мысль в XVIII в. развивалась под влиянием господствующего феодально-крепостнического строя. Все мыслители в своих трудах вели борьбу с государственной идеологией крепостничества и важнейшей задачей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе, стремясь искоренить из недр общества всевозможные суеверия и предрассудки.

В. Н. Татищев в своих работах развивал идеи зависимости умственного развития ребенка от просвещения и обучения. Источником индивидуального ума он считал опыт других людей, который передается посредством языка и письменности.

И. Михайлов в своей книге 'Наука о душе", ставшей первой в России книгой по психологии, систематизировал весь багаж психологических знаний, опираясь на эмпиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся опытному изучению явления человеческой психики - ощущения, волю, мысли как ассоциации представлений.

М. В. Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, объясняющую ощущения с материалистической точки зрения как результат воздействия на органы чувств человека предметов внешней среды.

А. Н. Радищев развивал идеи Ломоносова и выдвигал следующие психологические идеи.

1. Человек - это целостный организм, имеющий в совокупности различные, порой противоположные друг другу характеристики.

2. Душа не рассматривается как совокупность чувств, мыслей и жизненных сил и, выполняя функции жизненно важных органов - мозга и нервов, не может быть самостоятельной, так как ее существование невозможно без этих органов.

3. Индивидуальное сознание формируется благодаря ведущей роли языка и речи.

4. Развитие способностей обусловлено не только воспитанием, но и влиянием природы. При этом каждый человек неограничен в своем совершенствовании.

5. Воля обусловлена вниманием, которое является выражением мышления, и помогает человеку справляться со своими страстями.

6. Душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее способность к «мысленности» неразрушима, вечна.


Определение понятия "дефект" и "компенсация". Врожденные и приобретенные дефекты развития. Теория компенсации
Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. По своему происхождению дефекты делятся на врожденные и приобретенные. Причины возникновения дефектов, вызывающих аномальное развит ...


O Q4 1 С. Анна 5 5 5 6 7 7 3 2 5 10 3 6 2 Б. Кристина 2 3 4 6 9 2 3 6 4 9 5 8 1 З Наталья 5 5 3 2 7 8 5 2 8 ...