Психология » История психологии как самостоятельная наука » Влияние эволюционной теории Ч. Дарвина на развитие психологии
Влияние эволюционной теории Ч. Дарвина на развитие психологии

Эволюционная теория Ч. Дарвина содержит в себе следующие основные положения.

1, Главным фактором выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию внешней среде является естественный отбор, который вынуждает особь приспосабливаться и одновременно с этим безжалостно истребляет все, чему не удалось справиться с трудностями среды.

2, В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффективно приспособиться; при этом выжившие в борьбе за существование передают свои свойства потомству.

3, Поскольку естественный отбор отсекает все ненужное для жизни, то он истребляет и психические функции, не способствующие приспособлению, т. е. психика рассматривается как элемент адаптации организма к внешней среде.

Теория Дарвина оказала сильнейшее влияние на развитие психологии и явилась одной из предпосылок становления психологии как самостоятельной науки.

1. Изменение предмета психологии на основе принципа соотношения "организм - среда- с изучения сознания индивида на изучение его поведения во внешней среде, которая является фактором, детерминирующим его психическую жизнь.

2. Введение фактора изменчивости организма под действием внешней среды: организм рассматривается не как пассивная неизменная машина со сформированными физическими и психологическими функциями, а как активная, постоянно меняющаяся под действием внешних факторов сущность.

3. Возникновение зоопсихологии как отрасли психологии, изучающей различия психики человека и животного на основе принципа происхождения человека от животного.

4. Развитие возрастной психологии, понимающей эволюцию ребенка с точки зрения законов общей эволюции человечества и сформировавшей общие законы оптимального развития ребенка, например знание так называемых сензитивных периодов в формировании каждой функции психики, когда внешнее воздействие на нее именно в этот период обеспечивает наиболее высокую степень развития.

5. Возникновение дифференциальной психологии, предметом которой стало изучение индивидуальных различий между людьми и факторов, обусловливающих

эти различия.


Анализ проблем в семьях имеющих детей с умственной отсталостью в психолого-педагогической литературе. Психологические особенности личности подростка
Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет); период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность пор ...

Рассеянность
Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем либо определенном в течении длительного времени. Встречается два типа рассеянности: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственн ...