Ярлык - дополнение элементов сцены и сюжета деталями, являющимися типичными для данного рода элементов, не присутствующими в сюжете либо отличающимися от присутствующих деталей. 45 ошибок, относящихся к данной категории. Наиболее часто испытуемые утверждали, что пятый человек, появившийся из дверей дома, является его хозяином, хотя это, несомненно, лишь предположение. 038 испытуемый был более радикален в своей оценке – «Из дома вышел солидный серьёзный мужик с бородой в полосатой кофте (видимо, раньше сидел в тюрьме и над всеми этими дерущимися начальник)». 099 «вышел человек нерусской наружности».
Количество, сделанных при описаниях видеоролика ошибок, отражено в табл.5 и табл.6 по выделенным категориям.
Таблица 5. Количество ошибок каждого из выделенных типов.
Тип ошибок |
Общее количество ошибок |
Ошибки относятся к «фигуре» |
Ошибки относятся к «фону» |
Усиление |
63 |
63 |
0 |
Увеличение |
9 |
9 |
0 |
изменение деталей |
78 |
73 |
5 |
дополнение новыми деталями (домысливание) |
62 |
54 |
8 |
Обеднение |
10 |
8 |
2 |
Ярлык |
45 |
45 |
0 |
Таблица 6. Сравнение количества ошибок, присутствующих в первом или втором описаниях.
Всего ошибок |
268 |
Ошибки в описании 1, которые исчезли во втором описании |
109 |
Ошибки, которые появляются только во втором описании |
83 |
Ошибки, которые есть и в первом, и во втором описаниях |
76 |
Интересно отметить, что, несмотря на бытующее мнение, что память человека лишь добавляет искажения при воспоминании, нередки случаи, когда ошибка встречается лишь в первом описании, которое был сделано непосредственно сразу после просмотра видеосюжета. А спустя три недели, во втором описании, её уже нет. Из 268 ошибок, 109 ошибок, которые встречаются лишь в первом описании. Их можно отнести к ошибкам восприятия, а не памяти. 83 ошибки, которые появляются только во втором описании можно назвать трансформациями воспоминаний.
Исследование влияния темперамента на стиль разрешения
конфликтов
От личностных особенностей человека также зависит стиль разрешать конфликтные ситуации. Темперамент оказывает существенное влияние на поведение человека в межличностных конфликтах.
Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, ...
Методы психодиагностики мышления младшего школьника
В развитии познавательной деятельности младшего школьника особую роль играет мышление. П.П.Блонский подчеркивал: “Мышление – та функция интенсивнейшее развитие, которой является одной из самых характерных особенностей школьного возраста. ...
|