|
Ярлык - дополнение элементов сцены и сюжета деталями, являющимися типичными для данного рода элементов, не присутствующими в сюжете либо отличающимися от присутствующих деталей. 45 ошибок, относящихся к данной категории. Наиболее часто испытуемые утверждали, что пятый человек, появившийся из дверей дома, является его хозяином, хотя это, несомненно, лишь предположение. 038 испытуемый был более радикален в своей оценке – «Из дома вышел солидный серьёзный мужик с бородой в полосатой кофте (видимо, раньше сидел в тюрьме и над всеми этими дерущимися начальник)». 099 «вышел человек нерусской наружности».
Количество, сделанных при описаниях видеоролика ошибок, отражено в табл.5 и табл.6 по выделенным категориям.
Таблица 5. Количество ошибок каждого из выделенных типов. |
Тип ошибок |
Общее количество ошибок |
Ошибки относятся к «фигуре» |
Ошибки относятся к «фону» | |
Усиление |
63 |
63 |
0 | |
Увеличение |
9 |
9 |
0 | |
изменение деталей |
78 |
73 |
5 | |
дополнение новыми деталями (домысливание) |
62 |
54 |
8 | |
Обеднение |
10 |
8 |
2 | |
Ярлык |
45 |
45 |
0 |
Таблица 6. Сравнение количества ошибок, присутствующих в первом или втором описаниях. |
Всего ошибок |
268 | |
Ошибки в описании 1, которые исчезли во втором описании |
109 | |
Ошибки, которые появляются только во втором описании |
83 | |
Ошибки, которые есть и в первом, и во втором описаниях |
76 |
Интересно отметить, что, несмотря на бытующее мнение, что память человека лишь добавляет искажения при воспоминании, нередки случаи, когда ошибка встречается лишь в первом описании, которое был сделано непосредственно сразу после просмотра видеосюжета. А спустя три недели, во втором описании, её уже нет. Из 268 ошибок, 109 ошибок, которые встречаются лишь в первом описании. Их можно отнести к ошибкам восприятия, а не памяти. 83 ошибки, которые появляются только во втором описании можно назвать трансформациями воспоминаний.
Общая характеристика памяти
Общепринятое в психологии определение рассматривает память как совокупность процессов заучивания, хранения и воспроизведения. Запишем его следующим образом:
Память — когнитивный процесс, который представляет собой систему узнавания, запо ...
Психологические особенности умственно отсталых детей
1. Общая характеристика
Умственно отсталым называют ребенка, у которого наблюдается стойкое значительное нарушение познавательная деятельность вследствие глубокого органического поражения головного мозга (Рубинштейн С.Я., 1986). Этим умс ...
|