Приложение
Страница 2

1. большим возрастным периодом идентификации девочек;

2. большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

3. большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

4. большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

5. меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

6. Проективный тест «рисунок человека», автор С. Леви

Инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, человека». Обычно это приводит к множеству вопросов, например, «Какого именно человека?». Отвечая, исследователь должен ограничиться очень общими утверждениями, к примеру, «Рисуйте что хотите и как хотите».

Как правило, маленькие дети (от трех до семи лет) рисуют только голову, так как для них голова – осознаваемый центр функций питания, сенсорной стимуляции и речевой активности.

Хотя некоторые допущения интерпретации недостаточно подтверждены экспериментально, их валидность доказана клинически.

Анализ рисунков. Рисует ли испытуемый первой мужскую или женскую фигуру? Из пяти тысяч взрослых испытуемых 85% первой нарисовали фигуру своего пола. Есть объяснения того, что первой была нарисована фигура противоположного пола: сексуальная инверсия, спутанность половой идентичности, сильная привязанность или зависимость от родителя противоположного пола, сильная привязанность или зависимость от какого-либо индивида противоположного пола. Вероятно, существуют и другие объяснения.

Сравнение фигур. Конкретные способы, выбранные испытуемым при рисовании, обычно несут в себе информацию о его психосексуальных установках. В фигуру, нарисованную с большей тщательностью, вложено больше либидозной энергии.

Размер. Соотношение между размером рисунка и свободным пространством может соответствовать динамическим отношениям между испытуемым и его окружением или между испытуемым и родительскими фигурами. Средний рисунок – приблизительно 15 см в длину или 2/3 от свободного пространства.

Расположение. Есть пять возможностей размещения. Рисунок может быть помещен в верхней половине, в нижней половине, слева, справа или в центре листа.

Дети, чьи рисунки размещаются в верхней половине листа, обычно постоянно стремятся к достижению каких-либо целей, и уровень их достижений довольно высок. Те люди, чьи рисунки смещены влево, часто бывают стеснительными и интровертированными. Те, чьи рисунки расположены внизу страницы, кажутся более стабильными, спокойными, «твердо стоящими на ногах». Те, чьи рисунки расположены аккуратно в центре, обычно эгоистичны, адаптивны, сами направляют свой жизненный путь. Те, чьи рисунки смещены вправо, склонны к негативизму и сопротивлению.

Область головы. Лицо – наиболее выразительная часть лица, это важнейший центр коммуникации. Голова и лицо с наибольшей готовностью воспринимаются, субъективно легче всего изображаются, а в грубых изображениях нарисованы, как правило, тщательнее всего прочего. Испытуемые всех возрастов часто предлагают лицо (или голову) как законченный рисунок, в то время как туловище или любая другая часть тела сами по себе никогда не предлагаются как замещение полного изображения фигуры. Лицо расценивается как социальная часть рисунка.

Страницы: 1 2 3 4


Приёмы психологического влияния
Психологическое влияние — это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие. Ссылки на возможность ...

Взаимосвязь в работе пед. и мед. специалистов в специальном (корр) дошк-м образоват-ом учр-ии для детей с наруш-ми зрения
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. В ходе изучения детей с отклонениями в развитии обнаружилось, что наиболее общие ...