Психология » Понятие времени в экзистенциальной психологии » Основные теории времени в экзистенциональной психологии. Основные направления изучения экзистенциональной психологии
Основные теории времени в экзистенциональной психологии. Основные направления изучения экзистенциональной психологии
Страница 1

Проблемы смысла жизни традиционно считаются предметом философии. Философы решают вопросы о том, что есть смысл человеческой жизни, каким он должен быть и т.п. Философия обращает свое внимание на содержание смысла. Однако вне ее внимания остаются иные аспекты: как и при каких условиях, происходит обретение, изменение и утрата смысла жизни, какие функции он выполняет, и какое место он занимает в структуре личности. Иными словами, философия не занимается рассмотрением смысла в отрыве от его содержания. Эта часть является предметом психологии.

В рамках наличной системы психологических наук пока нет четко очерченной специальной дисциплины, которая ориентировалась бы на строго жизненно-смысловые проблемы (часть таковых берет на себя теория мотивации, которая рассматривает всю иерархию мотивов - от биологических до идеологических).

В послевоенные годы сформировалось новое течение – экзистенциализм. Зародилось оно в кругу участников французского сопротивления немецкой оккупации, и его первыми авторами были Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Источниками их идей стала экзистенциальная философия, разработанная в конце 19 века датским философом Сёреном Кьеркегором. Напряженный 20 век подкрепил интерес к данному направлению и обогатил экзистенциональную психологию работами Э. Гуссерля, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя, Н. Бердяева, Л. Шестова.

Считается, что экзистенциональная психология – это порождение социального и духовного кризиса цивилизации, которое проявилось в 20 век. Однако данной направление психологии отражает идеи Ф. Ницше, К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма. Также основные идеи экзистенциональной психологии можно найти в работах Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Ф. Кафки.

Существенные предпосылки экзистенциальной психологии были разработаны в концепции "человеческого проекта" испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета (Ortega у Gasset; 1883 - 1955) и в экзистенциальной аналитике немецкого философа Мартина Хайдеггера. Хайдеггер, будучи учеником Гуссерля, создал свою версию феноменологии, которая стала конкурировать с концепцией учителя. Отличие феноменологии Хайдеггера состоит в том, что он применил категорию интенциональности не к сознанию, а к бытию. По Хайдеггеру, бытие интенционально, то есть нет и не может быть чистого бытия (ложной абстракции, которая была введена Сократом и Платоном), но бытие всегда обращено на какое-то иное бытие. В свете этого главным предметом философствования ("фундаментальной онтологии") становится человеческое существование - экзистенция. Хайдеггер стал основоположником и крупнейшим представителем экзистенциализма. Интенциональность бытия человека выражается в его экзистенциалах, к которым относятся страх, надежда, забота и т.п. Это значит, что нельзя просто существовать, но существование всегда есть забота о чем-то, страх чего-то, надежда на что-то и т.п. Бытие, таким образом, всегда выступает как включенность в некое иное бытие, как присутствие, "вот-бытие", "здесь-бы-тие", "бытие-в-мире" - Daseln. To же, что понималось под бытием в западной философии, есть не подлинное бытие, а сущее, то есть разрозненное, атомарное "прозябание" предметов, лишенных своего места в бытии. Различение подлинного бытия и сущего касается и человека, который может забыть о своей экзистенции и воспринимать свою собственную жизнь как совокупность фрагментов времени, наполненных фрагментарными же, разрозненными предметами и отношениями. Такое состояние Хайдеггер определяет как безликость (Man); при этом человек, например, не воспринимает конечность своего существования, смертность, поскольку череда фрагментов не предполагает своего окончания (оно может быть видно лишь с точки зрения целостности жизни); умирают только другие. Поворот человека "лицом к смерти" должен, по Хайдеггеру, вернуть человеку его экзистенцию [по 3].

Страницы: 1 2 3


Фазы мыслительного процесса.
Исходным пунктом мыслительного пути является постановка вопроса. От формулировки вопроса зависит все направление мыслительной деятельности. Условием адекватной постановки вопроса является правильная констатация дефицита информации, искомо ...

Исследование брачно-семейных представлений у школьников старших классов. Организация исследования
Для исследования брачно-семейных представлений у школьников старших классов мы провели эксперимент на базе средней общеобразовательной школы №105. В эксперименте участвовали школьники 10 класса в количестве 35 человек. Эксперимент проводи ...