Dasein -фундаментальное понятие экзистенциальной психологии. Вся структура человеческого существования базируется на этом понятии. Dasein - не принадлежность или свойство человека, не часть бытия наподобие фрейдовского Я или юнговской анимы; это человеческое существование, взятое как исчерпывающая целостность. Когда, например, Медард Босс использует термин Daseinanalysis, он имеет в виду тщательное рассмотрение специфической природы человеческого существования или бытия-в-мире. Dasein - немецкое слово, используемое Хайдеггером в противопоставление Vorhandsein, которое относится к существованию предметов, а не людей.
Вопрос о подлинном существовании находится в центре внимания экзистенциализма как философского течения. То, что экзистенциализм возник как отражение социального и духовного кризиса цивилизации, не отрицают и западные авторы. Как писал один из них, "экзистенциализм находит аудиторию и приверженцев там и в то время, когда индустриализированная страна глубоко потрясена, важные социальные вопросы требуют решения, а агонизирующие люди, поставленные спиной к стене, должны переосмыслить все свое мировоззрение" [по 4]. Такое переосмысление предшествующих философских систем и места человека в мире осуществлялось экзистенциалистами таким образом, что все "важные социальные вопросы" были истолкованы как производные от переживаний индивида. Социальный мир был противопоставлен им как "неподлинный". Человек существует подлинно в радикальном одиночестве - к такому выводу пришли философы, для которых стоящий лицом к лицу с Богом, собственной смертью или абсурдом человек стал главным предметом философии.
Экзистенциальная психология сейчас наиболее распространена в том виде, в каком она представлена в трудах В. Франкла, Д. Бюдженталя, Л. Бинсвангера, М. Босса, Р. Мэя, И. Ялома. В данной работе нас будет больше интересовать труды швейцарских психиатров Людвига Бинсвангера (Binswanger, L.) и Медарда Босса (Boss, М.).
Бинсвангер был одним из первых европейских психиатров, начавших применять психоанализ в клинике, несмотря на оппозицию к нему со стороны медицинского истеблишмента того времени (одним из виднейших оппонентом психоанализа был его родной дядя - Отто Бинсвангер). Роль Бинсвангера в пропаганде психоанализа в начале XX в. была довольно значительной, а в 1910 г. он даже был избран президентом Швейцарского психоаналитического общества.
В психоанализе Бинсвангер видел, прежде всего, средство проникновения на уровень субъективных смыслов, верований и ценностей больного. В этой связи он приветствовал отказ Фрейда от физиологической интерпретации психических явлений, но полагал, что отход этот во фрейдизме не был доведен до конца.
Бинсвангер исходит из экзистенциалистского представления о свободном выборе, об экзистенции, проектирующей саму себя. Обусловленность настоящего прошлым, причинность понимаются им как результат самоотчуждения свободной экзистенции, которая превращает саму себя из возможности в необходимость, в предмет, часть объективного мира. Это то, что все философы-экзистенциалисты считали неподлинным существованием [4].
Структура личности в психоанализе 3. Фрейда
3. Фрейд представлял структуру личности в виде трех-компонентной модели.
1. Ид (Оно) - источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли, чувства, воспоминания, события из жизни - бессознательны, так ...
Исследование основных направлений урегулирования
социально-педагогических конфликтов в филиалах вузов. Исследование мотивов учебной деятельности студентов как
способ урегулирования социально-педагог
Время диктует новые требования к системе образования, в том числе к усилению его гуманитарной и фундаментальной компонент, возрастает необходимость интеграции фундаментального, гуманитарного, специального знания, обеспечивающей всесторонн ...
|