Психология » Зависимость темперамента от типа личности » Теоретический анализ литературы
Теоретический анализ литературы
Страница 1

На существенные индивидуальные различия в поведении людей психологи уже давно обратили внимание. Еще в глубокой древности люди замечали, что есть какие-то наиболее типичные "образцы поведения": в одинаковой ситуации человек с определенными свойствами психики всегда ведет себя именно так, а не иначе.

Древние индусы, проповедовавшие аскетизм, т.е. отрешенность от всего земного (от активности физической деятельности, т.е. месяцами неподвижно лежали или стояли в болотах, созерцая свое "Я", делая попытку "приблизится к Богу), выявили некоторые закономерности в индивидуальных различиях людей, лишенных движения. И оказалось, что тот, кто в обыденной жизни вспыльчив, эмоционален, совершенно не выдерживал длительного искусственного отсутствия эмоций при молчаливом бездействии (так называемого "внутреннего аскетизма"). Такие люди впадали в аффективное состояние "истерику", более уравновешенные легче переносили подобный "внутренний аскетизм.

Еще дальше пошли в своих теоретических изысканиях древнегреческие мыслители. Врач Гиппократ предложил концепцию "темперамент". Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма. В зависимости от того, какая из них преобладает: кровь (по-латински "сангве"), слизь (по-гречески "флегма"), красно-желтая желчь (по-гречески "холе") или черная желчь (по-гречески "мелайн холе") - таким будет и темперамент человека. Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Термин "темперамент" в переводе с латинского означает "надлежащее соотношение частей". Сейчас учение о пропорциях жидкостей в организме, как это понимали древние греки и римляне, носит только исторический интерес. Наука с тех пор ушла далеко вперед. Но характерные черты темпераментов были описаны античными мыслителями довольно точно, психологически верно, и не потеряли своего значения до наших дней.

Эти основные типы темперамента, прежде всего, различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического - быстро возникающие, но слабые чувства для меланхолического - медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического - медленно возникающие и слабые чувства. Это напрямую связано с физиологическими реакциями торможения. Кроме того, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т.д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медлительность движений и слабое выражение чувств.

Типы темпераментов с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом.

Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти не проявляются.

Иммануил Кант (22.06.1724-12.021804), говорил, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью жизненной силы закономерно подвижное в теле, к чему относят также тепло или холод при обработке этих соков)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Восточная «линия развития»
На древнем Востоке идеал явно отличался от европейского. Ислам в целом учит смирению и послушанию, дисциплине; призывает трудиться, быть скромным и терпеливым, мужественно сносить невзгоды. Индивидуальная энергия, инициатива, предприимч ...

Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему суицида
Для веселия планета наша мало оборудована, Надо вырвать радость у грядущих дней, В этой жизни помереть не трудно, Сделать жизнь значительно трудней. В.Маяковский («Сергею Есенину»). Изучением проблемы суицида занимались и отечествен ...