Развитие специального образования
Страница 4

Раньше не выделялась в дефектологии конкретного направления для работы с моторными девиациями, хотя существуют специальные учреждения, а главное имеется большое количество детей, в том числе с умеренными проявлениями моторной недостаточности. Такое направление можно назвать, например, кинезопедагогикой («кинезис»-движение).

Аналогичным образом требуется расширить сферу деятельности логопедии. А в связи с быстрым ростом девиаций поведения, открытием специальных учреждений для данной группы детей необходимо создание одноименного направления, например, моропедагогика («моро»-поведение). В целом, прогнозируя дальнейшую дифференциацию специальностей можно предложить пространственную матрицу специального образования.

5. Коррекционная педагогика рассматривается как «интегральная область знаний на стыке медицины, психологии и педагогики

». В этих условиях подчеркивается, что именно интеграция усилий разных специалистов оказывается наиболее действенной» в специальном образовании, что позволяет выработать обший междисциплинарный подход к обучению детей с отклонениями в развитии.

Недаром основоположником отечественной коррекционной педагогики является В.П. Кащенко (психоневролог, педагог, психолог), который под ней понимал «синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выравнивание характера и личности, в целом».

Нельзя при этом забывать, что большинство дисциплин коррекционной педагогики и психологии произошли из соответствуюших медицинских отраслей: сурдопедагогика из сурдологии, олигофренопедагогика из психиатрии и т.д. Известным фактом является и создание всех первых лабораторий по экспериментальной психологии в конце 19 века на базе кафедр душевных и нервных болезней, из которых в дальнейшем сформировались отечественные направления научной психологии в целом. Логопедия изначально была медицинской дисциплиной, причем в большинстве зарубежных странах, она сохранила этот статус. Поэтому подготовка логопедов и ряда других специалистов этого профиля осуществляется не в педагогических вузах, а на медицинских факультетах.

Кроме того, известно, что все отклонения в развитии детей обусловлены нервно-психическими расстройствами, т.е. поражениями нервной и психической систем ребенка. Поэтому в настоящее время все более актуальным становится концепция В.М. Бехтерева о едином нервно-психическом процессе развития ребенка и формирования отклонений от него. В.М. Бехтерев основал Институт комплексного изучения ребенка, а затем принял участие в организации Педологического института. В настоящее время в рамках интеграционного процесса формируются также психолого-медико-педагогические консультации и реабилитационные центры, что подчеркивает важность тройственного подхода к диагностике и коррекции проблем в развитии.

Возрождение прежних интегральных принципов организации коррекционной педагогики и психологии, появление современной тенденции на сближение ее деятельности с медициной и психологией инициировали создание Нижегородского областного научно-практического общества детских неврологов и психологов

Страницы: 1 2 3 4 5


Психологические особенности личности подростков с умственной отсталостью
Понятие «умственно отсталый ребёнок» или ребёнок с интеллектуальной недостаточностью, принятые в отечественной дефектологии, относятся к весьма разнообразной по составу массе детей, которых объединяет наличие органического повреждения моз ...

Развитие психофизики и психометрии. Закон Вебера-Фехнера
Эрнст Вебер (1795-1878) стоял у истоков психофизики и психометрии. Он исследовал зависимость ощущений от вызывающих их внешних физических стимулов, используя экспериментальный метод и математические расчеты, показал, что индивид начинает ...