Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Частные особенности детей по типам отклонения в развитии. Психосенсорные нарушения. Дети с нарушениями слуха
Частные особенности детей по типам отклонения в развитии. Психосенсорные нарушения. Дети с нарушениями слуха
Страница 1

“Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети, дефективный ребенок, аномальный малыш” (В.П. Кащенко)

1. Анатомо-физиологическая характеристика слуха (самостоятельная работа)

2. Этипатогенез нарушений слуха

1. Врожденные

Встречаются в 25% случаев. Нарушение внутриутробного развития органа слуха часто связано с патологической наследственностью. Может наследоваться аплазия (недоразвитие внутреннего уха), атрезия (заращение барабанной полости, наружного слухового прохода). Возможно также наследственная предрасположенность к развитию тяжелых нарушений слуха при воздействии слабых патогенных факторов (в виде врожденной неполноценности слухового органа). Врожденные нарушения слуха развиваются в результате действия на плод вирусных инфекций (корь, краснуха, грипп), особенно в первые три месяца беременности; вследствие внутриутробной интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем; а также в связи с родовой травмой. Чем раньше наблюдается патогенное воздействие, тем более тяжелые нарушения оно вызывает, в связи с большей чувствительностью слуховой системы.

2. Приобретенные.

Встречаются чаще и вызываются обычно инфекционными заболеваниями ребенка после рождения (скарлатина, паротит, грипп). При этом периферический отдел слуховой системы страдает при среднем отите, воспалении или травме внутреннего уха. Центральные нарушения развиваются на фоне энцефалита, опухолей, сосудистых заболеваний головного мозга. Слуховые нервы также поражаются при токсическом действии некоторых лекарственных препаратов (хинин, антибиотики, стрептомицин) и химических веществ (ртуть, свинец). Частой причиной слуховых расстройств являются сильный шум, травмы головы.

3. Классификация нарушений слуха

1. Клиническая (по уровню поражения)

1.1 Средний отит (воспаление среднего уха)

1.2 Нейросенсорная тугоухость (заболевания внутреннего уха)

1.3 Нейропатия слуховых нервов (центральные слуховые нарушения)

2. По степени тугоухости

2.1 Легкая степень (восприятие шепотной речи на расстоянии 3-6 м., а разговорной – 6-8 м.)

2.2 Умеренная (1-3; 4-6 м.)

2.3 Значительная (0-1; 2-4 м.)

2.4 Тяжелая (0-0,5; 0-2 м)

3. Психолого-педагогическая

3.1 Глухие

А - ранооглохшие (глухие без речи- глухонемые)

Б - позднооглохшие (глухие, сохранившие остатки речи)

3.2 Слабослышащие (тугоухие)

А-с выраженными нарушениями речи

Б-с умеренными речевыми расстройствами.

4. Коррекционное учреждение 1 вида

В коррекционном учреждении 1 вида обучаются глухие дети и его основными задачами являются: коррекция и компенсация отклонения в развитии детей, формирование речи, вербально-логического мышления, развитие остаточной слуховой функции.

Выделяют три ступени образования:

1. Начальное образование (4 года);

2. Основное общее образование (6 лет);

3. Среднее общее образование (2 года).

При этом на первой ступени проводится работа по развитию речевой активности (умение вступать в общение с окружающими, воспринимать речь и обмениваться информацией). На второй ступени продолжается формирование личности, развитие устной и письменной речи. На третьей ступени расширяется словарный запас на основе изучения учебных предметов. Продолжается работа по формированию произношения, развитию остаточного слуха, обеспечивается качественное овладение общением со слышащими.

В учреждение принимаются дети с 7 лет. Для детей, не получивших специальной школьной подготовки, организуется подготовительный класс. Наполняемость класса - до 6 человек. Особенностью обучения является использование звукоусиливающей аппаратуры. Жестовая речь вводится как факультативный курс по желанию учащихся. Проводятся индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия, музыкально-ритмические занятия по ознакомлению с окружающим миром, по формированию произношения.

Страницы: 1 2 3


Особенности «общественного» восприятия риска
Наличие или отсутствие рискованной ситуации, склонность человека к риску зависит не только от социального статуса или от влияния различных факторов, но и во многом от того, как человек воспринимает рискованную ситуацию, какой образ риска ...

Особенности различных видов деятельности в условиях органического поражения ЦНС
В дошколь. возрасте у ребёнка в норме разв-ся: игровая, изобразительная, конструктивная, элементы трудовой деятельности. К концу дошколь. возраста начинают сказываться и элементы учебной деятельности. Из-за органического поражения ЦНС фор ...