|
Семейный образ жизни распространяется и утверждается повсеместно практически у всех народов по мере достижения ими соответствующего уровня развития. Именно при семейном образе жизни человек оказывается способным наиболее оптимально удовлетворять свои устойчивые жизнеопределяющие потребности как физического материального плана, так и душевно-эмоционального, тем самым освобождая максимум времени и жизненной энергии для собственно человеческого – духовного совершенствования и самореализации; того, что К. Юнг называет индивидуализацией, вочеловечиванием, достижением Самости.
Главной формой возникновения семьи является брак – союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке и направленный на создание семьи, на принятие взаимных прав и обязанностей. Брак и семья – это не тождественные понятия. Понятие «семья» значительно шире понятия брак, а брачные отношения не исчерпывают собой все многообразие семейных. «Брак» как особое социальное и психологическое явление находится как бы в пределах более общего явления «семья», захватывая тот его аспект, который связан с взаимоотношениями между брачными партнерами – мужем и женой. Вместе с тем, юридически оформляя эти отношения, брак является тем генетически исходным состоянием, которое определяет развитие более сложных и многообразных семейных отношений. Все это наводит на мысль, что проблема упрочения и стабилизации семейных отношений связана, в первую очередь, с устойчивостью супружеских отношений.
Отношения между супругами регулируются совокупностью норм и санкций института брака. Одни нормы, обязанности и права носят юридический характер и регламентируются законодательством. Другие регулируются моралью, обычаями, традициями.
«Брак возник, – пишет А.Н. Волкова, – на определенном этапе развития общества из экономических нужд и как институт, осуществляющий воспроизводство населения, социальный и сексуальный контроль, как результат все большего подчинения отношений между полами условиям социально-экономического развития»[3]. В начале века К. Юнг высказал мысль, что брак – самая сложная форма человеческих отношений.
Большинство исследователей (А.Н. Волкова, С.И. Голод, Л.В. Карцева, Т.М. Трапезникова и др.) считают, что изменение брачных отношений, охватившее современное общество, выражается в смене механизмов регуляции брачных отношений, функций и мотивации брака при сохранении его формы (моногамии). Смещение брачных регуляторов из сферы юридических и религиозных ограничений в область социально-психологических норм является первым значительным преобразованием современного брака. Брачная мотивация освобождается от экономических, политических, религиозных, престижных соображений, и возрастает роль индивидуалистических чувств при брачном выборе.
Второе изменение – смена взглядов на функции брака. Когда речь идет о функциях брака, имеется в виду социальное назначение этого института. С точки зрения общества, цель брака – обеспечение контроля над воспроизводством населения и сексуальным поведением. С точки зрения индивида, брак является межличностным отношением, удовлетворяющим потребности в чувственном наслаждении, эмоциональной привязанности и индивидуальной любви.
В настоящее время брак следует рассматривать скорее как социально – психологическое отношение, чем как социальный институт. Институциональные формы регуляции брачных процессов утрачивают свое значение и на смену приходят социально – психологические, этические и моральные нормы как механизмы регуляции брака. Э.Г. Эйдемиллер подчеркивает, что нынче «брак и половая близость все в большей мере идентифицируются с неформальным, т.е. по сути дела, не регулируемым извне межличностным отношением, которое по сути своей противостоит норме и регламентации»[4].
Развитие форм брака тесно связано с развитием форм семейной организации, так что определенному типу брачных отношений соответствует особый тип семьи.
Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, является ячейкой общества, где зарождается и формируется информационное обеспечение социального поведения индивида. Через семью сменяются поколения, в ней еще задолго до рождения человека формируются генетические предпосылки его способности освоения и развития культурного наследия, как семьи, так и человечества в целом. В семье в течение детства родителями и старшим поколением в целом у человека вырабатываются генетически не передаваемые условные рефлексы, отражающие опыт старших поколений, формируется индивидуальная психика и ее динамика. Здесь на основе развивающейся организации психики начинает реализовываться генетически обусловленный потенциал освоения и развития индивидом культурного наследия предыдущих поколений, происходит становление его нравственности. В семье человек осваивает свои первые социальные роли и получает начальные представления о жизнеустройстве общества, которые являются основой формирования его индивидуальной логики социального поведения – нравственно-этического обоснования целей деятельности и избрания средств их достижения[5].
Фазы мыслительного процесса.
Исходным пунктом мыслительного пути является постановка вопроса. От формулировки вопроса зависит все направление мыслительной деятельности. Условием адекватной постановки вопроса является правильная констатация дефицита информации, искомо ...
Дифференциальная психология Ф. Гальтона
Основой возникновения дифференциальной психологии и дальнейшего ее становления как отдельной самостоятельной отрасли явилась экспериментальная психология, в которой решались задачи исследования общих законов сознания и психики, а индивиду ...
|