Дети с нарушением зрения
Страница 2

В учреждении 3 вида принимаются дети 6-7 лет, 4 вида – 7 лет. Наполняемость класса – учреждения 3 вида – до 8 человек, 4 вида – до 12 человек.

При этом выделяют три ступени обучения:

1. Начальное общее образование (3 – 4-5 лет; 4 – 4года).

2. Основное общее образование (3 – 5-6 лет; 4 – 6 лет).

3. Среднее общее образование (3-4 – 2года).

На первой ступени образования выявляются индивидуальные возможности детей, вырабатываются приемы самоконтроля и самопроверки, социально- бытовой ориентировки, восполняются недостатки школьных знаний об окружающем мире. На второй ступени, одновременно с общеобразовательной подготовкой, обеспечивается обучение ориентировке, общению, проводится социальная реабилитация, адаптация и интеграция в среде зрячих. Третья ступень обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки, сознательное и активное включение воспитанников в жизнь общества.

Особенностью обучения является использование оптических средств коррекции зрения с учетом структуры зрительного дефекта, степени нарушения зрения. Обучение базируется на использование осязательного и зрительно-осязательного восприятия, системы Брайля. Применяются специальные тифлоприборы, нестандартный дидактический материал. С целью компенсации проводят коррекционные занятия по развитию осязательного и зрительного восприятия речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, лечебной физкультуре, ритмике.

6. Психолого-педагогические особенности слепых детей

Слепые дети характеризуются или полным отсутствием зрительных ощущений или наличием светоощущения или остаточного зрения (не более 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков). При этом слепота рассматривается как двухсторонняя неизлечимая потеря зрения.

Выделяют две степени потери зрения:

1. Абсолютная слепота (полностью отсутствуют зрительные ощущения).

2. Практическая слепота (сохраняются светоощущение или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры, цвета предметов непосредственно перед глазами).

Большинство слепых детей имеют остаточное зрение. Причем зависимости от времени наступления слепоты выделяют: слепорожденных и ослепших (лишившихся зрения после рождения).

1. Слепорожденные дети

1) Отсутствие возможности визуально воспринимать объекты, ориентироваться в пространстве, обедняет их чувственный опыт, нарушает формирование сенсорных и интеллектуальных функций. Это в целом, замедляет развитие образного мышления.

2) Ориентировочная реакция на звук является основным фактором их ориентировки в окружающем мире.

3) Затрудняется формирование двигательных навыков. Закрепление негативных эмоций, связанных с неудачами в обучении ходьбе, вызывают ограничения двигательных функций.

4) На фоне нормального развития ВПФ (внимания, логического мышления, речи, памяти) отмечается нарушение накопления конкретных представлений, понятий, в отличие от отвлеченных аналогов.

5) Имеются эмоционально-волевые расстройства в виде неуверенности, повышенной тревожности, пассивности, склонности к самоизоляции а, в ряде случаев возникает повышенная возбудимость и агрессивность.

2. Ослепшие дети (семинар)

Чем позже ребенок потерял зрение и чем больший обьем прежних зрительных представлений в его памяти, тем легче воссоздается образ предмета или явления па основе словесных описаний и лучше достигается психологическая компенсация.

7. Принципы психологической компенсации

Для ориентации в пространстве слепые дети используют слух (ориентация в уличной обстановке); осязание, которое помогает ориентироваться в прилежащем пространстве; “шестое чувство (тепловое), которое позволяет на расстоянии замечать предметы. При перемещении в пространстве слепыми также используется чувство расстояния. Для коррекции двигательной активности формируются навыки контроля собственных движений на основе мышления и кожных ощущений.

Страницы: 1 2 3


Мотивы и их характеристика
Когда потребность осознается и происходит ее опредмечивание, она приобретает форму мотива. Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешни ...

Детектор лжи, принцип работы
Практически во всех цивилизациях были свои собственные уникальные приемы уличения во лжи. Народные сказки донесли до нас один из таких примеров. Подозреваемые в преступлении должны стоять, держа руки за спиной. Им говорят, что в соседней ...