Дети с нарушением зрения
Страница 1

“Наследственность обуславливает не дефект, но лишь предрасположение к дефекту” (В.П. Кащенко, 1930)

1. Анатомо-физиологическая характеристика зрения (самостоятельная подготовка)

2. Этиопатогенез нарушений зрения

1. Врожденные

1.1 Генетические (обусловленные наследственной передачей аномалий органа зрения).

Микрофтальм – выраженное изменение строения глаза с уменьшением его размеров и понижением зрения. Анофтальм – врожденное отсутствие глаза.

Чаще всего встречается катаракта – помутнение хрусталика. Реже отмечается пигментная дистрофия сетчатки, характеризующаяся сужением поля зрения до полной его потери. Астигматизм – аномалия рефракции, т.е. преломляющей способности глаза.

1.2 Эмбриональные (вызваны воздействием на орган зрения патогенных факторов в эмбриональный период – инфекционно-воспалительные заболевания матери, нарушения обмена веществ).

2. Приобретенные. Встречаются реже, чем врожденные. Вызываются внутричерепными и внутриглазными кровоизлияниями, травмами глаз и мозга. Отмечается глаукома – повышение внутриглазного давления с дистрофическими изменениями в тканях глаза; атрофия зрительного нерва; заболевания ЦНС. К прогрессирующим нарушениям зрения относится расстройство преломляющей способности глаза (близорукость и дальнозоркость). Дальнозоркость преобладает у младших школьников, а близорукость увеличивается к старшим классам.

3. Методы исследования

1. Острота зрения проверяется по таблицам (А), составленным из 10-12 видов букв или знаков (у детей – хорошо знакомых предметов). Каждый последующий ряд знаков по сравнению с предыдущим означает соответственно разницу в остроте зрения на 0.1. Острота зрения в норме характеризуется способностью определять знаки десятой строки таблицы на расстоянии буквы 5-й строки, имеет остроту зрения 0.5, а 1-й строки – 0.1.

Если острота зрения ниже 0.1, используется счет пальцев (Б). Ребенок, сосчитавший раздвинутые пальцы руки на расстоянии 5 м., обладает остротой зрения, равной 0.09; на расстоянии 2м. – 0,04; 0,5 – 0,01; а с расстояния 30 см. – 0,005. Острота зрения, при которой ребенок не различает пальцев, а видит только свет, равна светоощущению. Если ребенок не может отличать света от темноты, острота его зрения равна нулю.

4. Классификация нарушений зрения

1. Клиническая (по уровню поражения).

1.1 Нарушение преломляющей способности глаза (рефракции).

1.2 Ретинопатия (поражение сетчатки глаза).

1.3 Атрофия зрительного нерва.

2. Психолого-педагогическая.

2.1 Слепые дети.

А – слепорожденные.

Б – ослепшие.

2.2 Слабовидящие.

5. Коррекционное учреждение 3-4 видов

В коррекционное учреждение 3 вида принимаются слепые дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже); с более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний патологии зрения, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В коррекционное учреждение 4 вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией, а также дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, принимаются дети с косоглазием и амбилиопией (отсутствие зрения на один глаз), имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения.

Задачами данных учреждений является обучение, воспитание, коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии, формирование компенсаторных навыков (за счет сохранных анализаторов), обеспечение социальной адаптации воспитанников в обществе. При необходимости может быть организовано совместное обучение слепых и слабовидящих детей.

Страницы: 1 2 3


Темперамент. Свойства и типы темперамента. Экстраверсия. Интроверсия.
Темперамент — это те врожденные особенности человека, кото­рые обусловливают динамические характеристики интенсивности и ско­рости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающе ...

Мышление как высшая форма познавательной деятельности
Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс позна­вательной деятельности индивида, характеризующийся обобщен­ным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практическо ...