«Воспитательная запущенность ребенка дает возможность этим, казалось бы мелким отклонениям от нормы, расцвести пышным цветом и превратится в аномалии явно патологические» (В.П. Кащенко)
1. Специальное образовательное учреждение
Под ЗПР понимают наличие стойкой неуспеваемости, интеллектуальных нарушений, при отсутствии умственной отсталости. Коррекционное учреждение 7 вида предназначено для детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, а также повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.
Цель коррекционного учреждения 8 вида:
Обеспечение коррекции недостатков психического развития эмоционально-волевой сферы воспитанников активация их познавательной деятельности, формирование у учащихся навыков и умений учебной деятельности. Данный тип учреждения введен с 1981 г., причем кроме спецшкол существуют и специальные классы выравнивания (КРО) для детей с ЗПР при общеобразовательных школах.
Выделяют следующие ступени образования:
1. Начальное образование (3-5 лет). Дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 7-летнего возраста, принимаются во 2 класс коррекционного учреждения (срок обучения 3 года – 2,3,4 классы); начавшие обучение с 6 лет, принимаются в 1 класс (срок обучения 4 года – 1,2,3,4 классы). Дети, не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие недостаточную готовность к обучению, принимаются с 7 лет в первый класс (срок обучения 4 года); с 6-летнего возраста – в подготовительный класс (срок обучения 5 лет).
2. Основное общее образование (срок обучения 5 лет).
Прием детей осуществляется только в подготовительный, 1 и 2 классы. Наполняемость классов – до 12 человек. Вопрос о переводе воспитанников в общеобразовательные учреждения по мере коррекции отклонений в их развитии осуществляется после получения начального общего образования. С диагностической целью воспитанник может находиться в учреждении в течение 1 года.
В целях коррекции определенных отклонений в развитии воспитанников, ликвидации пробелов в знаниях проводятся также индивидуальные и групповые занятия (не более трех учащихся). Воспитанники, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых дополнительных занятиях.
Продолжительность урока в подготовительном классе – 35 минут, после второго урока организуется перерыв в течение 40 минут, который обычно проводится на свежем воздухе в виде игры или прогулки. Продолжительность урока в 1-8 классах – 45 минут. В течение урока во всех классах отводится время для физкульт.паузы. Для учащихся начальных классов обязателен дневной сон.
По окончании начальной школы ее педагогический совет при участии медицинских работников рассматривает вопрос о переводе учащихся, успешно закончивших начальное обучение, в массовую общеобразовательную. В случае глубоких, стойких форм ЗПР принимают решение о продолжении обучения в данной специальной школе. Выпускники школы сдают экзамены на общих основаниях и получают свидетельство об окончании восьмилетней школы.
2. Систематика ЗПР
По патогенетической классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1973) выделено две формы ЗПР:
1) Психический инфантилизм (астенические состояния, эмоциональные расстройства);
2) Психофизический инфантилизм (цереброастенические состояния, нейродинамические нарушения).
К.С. Лебединской (1982) предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР:
1. ЗПР конституционального происхождения. Наблюдается гармонический инфантилизм, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития. Она во многом напоминает психологическую структуру эмоционального развития детей более младшего возраста. Отмечается преобладание эмоциональной мотивации поведения, жизнерадостность, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Неуспеваемость, в частности, обусловлена преобладанием игровых интересов. Наблюдается инфантильный тип телосложения. Гармоничность психофизических особенностей, наличие семейных случаев, непатологичность психических свойств подразумевает наличие врожденной конституциональной этиологии.
2. ЗПР соматогенного происхождения. Обусловлена длительной соматической недостаточностью: хронические инфекции, аллергические состояния, пороки развития, хронические соматические заболевания внутренних органов. Замедление психического развития обусловлено стойкой астенией, снижающей не только общий, но и психический тонус. Проявления соматогенного инфантилизма усиливаются в связи с неврозоподобными нарушениями – неуверенностью, тревожностью, страхом, ощущением своей физической неполноценности.
Деятельностный подход
Работами психологов показано, что память человека является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов. Поэтому следовало ожидать, что психическа ...
Психологические рекомендации и основы психокоррекционной и
профилактической работы со студентами
Как известно, все принципы, методы и техники оказания психологической помощи принято делить на базовые, ценностные и специфические. Важнейшим в психологической помощи является то, что она не имеет узкофункционального характера, а ориентир ...
|