Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Дети с задержкой психического развития
Дети с задержкой психического развития
Страница 2

3. ЗПР психогенного происхождения. Связано с неблагоприятными условиями воспитания. Длительные психотравмирующие воздействия вызывают нервно-психические нарушения. Формируется стойкое аномальное развитие личности. Сухарева Г.Е.(1959) выделила три группы:

А – патологические развития личности по типу психической неустойчивости. Возникает на фоне гипоопеки (гипопротекции), когда не вырабатывается чувство долга, ответственности, не отмечается торможения аффекта. Аффективная лабильность, импульсивность поведения, повышенная внушаемость сочетается с недостаточным уровнем знаний.

Б – тип “кумира семьи”. Обусловлен гиперопекой (гиперпротекцией), при которой у ребенка не формируется самостоятельность, инициативность, ответственности в различной деятельности. Отмечают недостаточность эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, отсутствие навыка к труду, установка на постоянную помощь.

В – невротический тип. Вырабатывается вследствие авторитарного или агрессивного поведения родителей по отношению к ребенку. Формируется тревожная личность со склонностью к фобиям, с наличием недостаточной самостоятельности, нерешительностью, с низкой психической активностью и инициативностью.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Характеризуется большей стойкостью, частотой встречаемости и выраженностью нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы. Выявляется умеренная органическая недостаточность центральной нервной системы резидуального (остаточного) характера. Эти изменения обусловлены патологией беременности, преждевременными или патологическими родами, нейроинфекцией и травмами ЦНС в первые годы жизни.

Одновременно с задержкой физического развития может отмечаться общая гипотрофия, гидроцефалические проявления. Инфантилизм имеет органический характер. Поэтому отсутствуют непосредственность и яркость эмоций, низкий уровень притязаний. Высокая внушаемость может сочетаться со снижением критики.

А – неустойчивый (с психомоторной расторможенностью, эйфорией, импульсивностью);

Б – тормозимый (с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, низким уровнем психической активности).

3. Общие психолого-педагогические особенности ЗПР

Наблюдается низкая работоспособность на фоне астении; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих знаний и представлений; обедненный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; не полпая сформированность игровой деятельности. Восприятие характеризуется замедлененностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. Значительно повышается эффективность и качество умственной деятельности при решении наглядно- действенных задач. Страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Выявляется низкий уровень самоконтроля, они слабо ориентируются в учебной задаче, плохо используют операции анализа, синтеза, сравнения.

Отличие от умственной отсталости:

У детей с ЗПР выше обучаемость, они лучше используют помощь учителя или старших, способны выработать стереотип поведения в аналогичной ситуации. Они пытаются понять прочитанное, прибегая при необходимости к повторному чтению. Погрешности в письме, фонетико-фонематическом анализе менее выражены. Помощь учителя в освоении счета более эффективна.

Считается, что ЗПР носит временный характер, поражения ВПФ отличаются парциальностью и умеренно выражены.

4. Особенности учебно-коррекционной работы

1. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку и на общеобразовательных и на специальных занятиях.

2. Важно предотвращать наступление утомления, используя для этого чередование умственной и практической деятельности. Требуется изучение материала небольшими обьемами, использование интересного и наглядного дидактического материала.

3. В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активировать познавательную деятельность детей.

4. В системе коррекционных мероприятий необходимо предусмотреть проведение подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечить детей общими знаниями об окружающем мире.

5. Важно отмечать все успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивая в нем веру в собственные силы и возможности.

Страницы: 1 2 


Становление французской эмпирической психологии в XVIII в.
В эпоху Просвещения активно развивалась французская эмпирическая психология, отличительными чертами которой стали внимание к проблемам активности человеческого сознания и зависимость ее от общественных условий. Французские сенсуалисты выс ...

Занятие 5.
Цель занятия: формирование сплоченности коллектива. 1. Приветствие. 2. «Карнавал зверей» «Я хочу вам предложить игру, в которой вы станете одним из животных. У этих животных разные голоса: у одних скорее тихий, у других - громкий, зво ...