Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психомоторные нарушения. Речевые расстройства
Психомоторные нарушения. Речевые расстройства
Страница 1

Любитель детей – этого мало: надо знать, а этому надо учиться. (В.П. Кащенко)

1. Отклонения речевого развития

Речевые нарушения рассматриваются как отдельная группа отклонений в развитии в том случае, если у ребенка сохранен слух, зрение, не нарушен интеллект; имеются значительные расстройства речи, которые вызывают вторичные психологические изменения. Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается логопедия.

Известно, что речевые нарушения, возникнув под влиянием какого – либо патогенного фактора, самостоятельно не исчезают и без специальной организованной логопедической работы могут оказать отрицательное влияние на дальнейшее психологическое развитие ребенка.

Принципы логопедии (Левина Р.Е., 1967)

Принцип развития.

Необходимо проследить в результате каких патологических факторов возникли речевые нарушения и оценить динамику их развития из одной формы в другую (возрастная трансформация).

Принцип системного подхода.

Отражает сложную структуру речевой функции, включающую звуковую (фонетическую) произносительную сторону речи, фонематические, семантические (смыслоразличительные процессы), лексику и грамматический строй.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

Речевая деятельность формируется и функционирует тесной взаимосвязи со всей психической сферой ребенка.

2. Уровни общего недоразвития речи (Левин Р.Е. 1967)

1. Характеризуется полным или практически полным отсутствием вербальны средств общения в том возрасте, когда у нормального развивающегося ребенка (5-6 лет) речь в основном сформирована. Словарный запас ребенка состоит в основном из звуковых и звукоподражательных комплексов, обычно непонятных для окружающих и поэтому сопровождающихся жестами.

2. Отличается тем, что речевые возможности детей значительно возрастают по сравнению с ОНР-1, общение осуществляется не только с помощью жестов и лепетных обрывков слов, но и посредством искаженных в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.

3. Проявляется достаточно развернутая бытовая речь без грубых фонетических и лексико–грамматических отклонений, но с отдельными нарушениями в формировании данных сторон речи.

3. Классификация речевых нарушений

Клинико–педагогическая классификация:

Нарушение устной речи

1.1.1 Нарушение фонационной (внешнего) оформления произносительной речи. Они подразделяются в зависимости от поражения отдела речевой системы:

А-нарушения голосообразования, Б-темпоритмической организации высказывания, В-интонационно–мелодического отдела, Г-звукопроизносительного.

При этом существует ряд определенных форм расстройств:

Дисфония (расстройство фонации или вокальные нарушения). Проявляется в отсутствии фонаций (афония), или в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Связана с патологией голосообразующего механизма на любом этапе развития ребенка.

Брадилалия (патологически замедленный ритм речи). Проявляется в замедленной артикуляции, вызванной нейродинамическими нарушениями в речевых центрах коры мозга и соответствующим типом темперамента. Речь невыразительная, вялая, монотонная.

Тахилалия (быстрая речь). Проявляется патологически ускоренным темпом речи на фоне более быстрой артикуляции. При этом могут возникать аграмматизмы, необоснованные паузы, запинки.

Заикание (темпоритмическое нарушение, обусловленное судорожным сокращением мышц речевого аппарата. По отношению к фукциональным формам его называют логоневроз. Обусловлен поражением центральных отделов речевой системы. Чаще возникает в период перехода к фразовой речи, связан с выраженной эмоциональной реакцией ребенка на какой–либо внешний раздражитель. Способствует возникновению заикания неустойчивость нервной системы, наклонность к неврозоподобным состояниям. Судорожные спазмы возникают в различных отделах речевого аппарата – дыхательном, голосовом, артикуляционном.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. К ней относятся недостатки произношения фонем – косноязычие. Проявляется в неправильном фонемном оформлении речи – искаженное произношение звуков, их замена или смешение. При этом разделяют механическую дислалию, связанную с анатомическими дефектами артикулярного аппарата, и функциональную, причины которой связаны с неблагоприятными социально-психологическими условиями развития речи.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата. При этом через расщелину в мягком и твердом нёбе воздушная струя проходит не только через рот, но и через нос. В этом случае все звуки становятся излишне носовыми, а речь - малоразборчевой, монотонной, приобретает гнусавый отттенок. Это открытая форма ринолалии. Закрытая форма развивается при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, искривлении носовой перегородки, хронических воспалительных процессах носоглотки.

Страницы: 1 2


Достижения психического развития подростков
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высше ...

Анализ проблемы свободы и самодетерминации в отечественной психологии
Что касается отечественной психологии, то и здесь за последнее десятилетие также появились оригинальные работы, в которых отдается должное проблематике свободы личности. В рефлексивно-деятельностном анализе Е.И. Кузьминой [11] свобода ха ...