Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психомоторные нарушения. Речевые расстройства
Психомоторные нарушения. Речевые расстройства
Страница 2

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдается несформированность всех звеньев механизма звукопроизношения. Следствием чего являются голосовые и артикуляционно – фонетические дефекты. При тяжелой степени (анартрия) полностью отсутствует звукопроизносительная сторона речи. В легких случаях дефект проявляется преимущественно в артикулярно – фонетических нарушениях и ее дифференцируют от дислалии. Чаще возникает при ДЦП. Отмечается при поражении различных уровней подьязычного нерва и его проводящих путей.

1.1.2 Нарушения структурно – семантического (внутреннего) оформления высказывания.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи при органическом поражении коры мозга во внутриутробный или ранний период развития ребенка (ранняя детская афазия). Нарушены восприятие, операции программирования на всех этапах воспроизведения речевого высказывания. Система вербальны средств не формируется, нарушено управление речевыми движениями. При моторной форме сохраняется понимание обращенной речи и резко нарушена способность продуцирования речи. При сенсорной – наоборот нарушено понимание речи.

Афазия – полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными органическими поражениями головного мозга после 3-х лет. Выделяют также моторную и сенсорную формы.

Нарушение письменной речи

1.2.1 Дислексия – нарушение чтения, связанное с повреждением или недоразвитием зоны чтения коры головного мозга. Появляется в затруднении при распознании букв, при слиянии букв в слоги и слогов в слове. Это приводит замедленному, часто угадывающему характеру чтения, к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, неправильному пониманию даже простого текста. Алексия – полная неспособность к овладению навыком чтения.

1.2.2 Дисграфия – расстройство процесса письма. Проявляется в нестойкости образов букв, в искажениях звуко–слогового состава слова и структуры предложения. Аграфия – полная неспособность к овладению навыком письма.

Психолого-педагогическая классификация

Нарушение средств общения

А-фонетико–фонематическое недоразвитие. Отмечается нарушение произносительной речи вследствие дефектов восприятия (фонетико-фонематический слух) и произношения фонем.

Б-Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звуковых и смысловых). Общие признаки ОНР – позднее начало развитие речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, фонемообразования от алалии до дислалии.

Нарушения в применении средства общения. Чаще заикание как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформированных средств общения.

4. Специальные учреждения

Коррекционное учреждение У вида

Коррекционное учреждение У вида осуществляется обучение и воспитание детей с тяжелой речевой патологией, оказывает им специализированную помощь, способствующую преодоление нарушений речи и связанных сними особенностей психического развития.

Состоит из двух отделений, в первое отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием. Во второе отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Классы комплектуются из воспитанников, имеющих однородные дефекты речи, с обязательным учетом уровня их речевого развития. При этом выделяются два образовательных уровня:

I ступень – начальное общее образование (4-5 лет – 1 отделение; 4-2 отделение).

II ступень – основное общее образование (6 лет).

На I ступени обеспечивается коррекция основных проявлений речевых нарушений и обусловленных ими отклонений в психическом развитии воспитанников, особенностей его личности, а также формирование умений и навыков учебной деятельности. Приобретаются навыки правильного разговорной речи, расширяется лексический запас; дети учатся грамматически правильно оформлять высказывания.

На II ступени развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной речи.

Прием детей в подготовительный класс осуществляется с 6-7 лет, а в I – с 7-8 лет. Наполняемость классов – до 12 человек.

Специальный детский сад и ясли.

Дошкольные логопедические группы.

Логопедические пункты в общеобразовательных школах.

Логопедические кабинеты в детских больницах.

Логопедические реабилитационные центры.

Страницы: 1 2 


Историческая роль концепции В. Вундта в развитии психологии как самостоятельной науки
1. Вышедшая в 1074 г. основная работа Вундта -Основания физиологический психологии- ознаменовала собой официальное начало периода развития психологии как самостоятельной науки, так как в этой книге Вундт создает свою концепцию психологии, ...

Результаты исследования
Результаты анализа документов Мастер производственного участка является руководителем первичного звена управления. Мастеру подчиняются рабочие участка. Мастер входит в состав участка и подчиняется начальнику производства. Целью деятельн ...