Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Принципы организации коррекционной службы. Типы учреждений для детей с отклонениями в развитии
Принципы организации коррекционной службы. Типы учреждений для детей с отклонениями в развитии
Страница 1

“Весьма важно для успеха дела, чтобы отсталые дети находились в приспособленном для них заведении, где к их услугам и специальные методы и специальный режим” (В.П. Кащенко, 1910)

1. Общие положения

Специальное образовательное учреждение реализует в зависимости от его структуры, типа, образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. К дошкольным учреждениям относят специальные детские сады, детские дома для дошкольников, дошкольные отделения при спецшколах, группы при массовых детских садах. Кроме учреждений системы образования, существуют учреждения системы министерства социального обеспечения (детские дома для глубоко умственно отсталых детей и для слепоглухонемых), системы министерства здравоохранения (школы-санатории для детей с нарушениями психического развития, клиники для детей с нарушениями речи, логопедические кабинеты при поликлиниках). В настоящее время важное значение имеют также комплексные реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические комиссии.

С учетом потребностей и возможностей детей с отклонениями в развитии, интересов родителей образовательные программы могут осваиваться не только в коррекционном учреждении, но и в коррекционном классе общеобразовательного учреждения, а также индивидуально общеобразовательном учреждении или в форме семейного, домашего образования, самообразования экстерном.

2. Особенности основных типов учреждений

1. В школы для глухих принимаются дети с полным (тотальным) отсутствием слуха и речи, а также дети с остаточным слухом, который не позволяет им самостоятельно накапливать речевой материал и овладевать речью. Главной задачей этого типа школ является обучение речи. В них создаются условия для выработки у детей потребности в устной речи.

2. Слабослышащие на основе остаточного слуха в состоянии воспринимать речь окружающих и накопить ограниченный запас фонетически искаженных слов. Основная задача школы - максимальное обогащение их словарного запаса, создание условий для речевой практики. Программа и методика школы для слабослышащих предусматривает систематическую работу по практическому овладению основными лексическими, фонетическими и грамматическими категориями языка. В учебный план школ слабослышащих включены занятия по развитию навыков произношения и чтения с губ. В учебно-воспитательном процессе школ 1-2 типов используется специальная сурдотехника для компенсации слухового дефекта.

3-4. Наиболее важной в системе обучения и воспитания детей с недостатками зрения является проблема компенсации дефекта. В условиях специального обучения выявляются закономерности компенсаторного развития слепых и слабовидящих школьников, разрабатываются методы и средства коррекции нарушенной функции зрения за счет использования слухового, кожного, двигательного и других видов анализаторов. Применяются специальные тифлоприборы, позволяющие преобразовывать световые сигналы в звуковые и тактильные, доступные для восприятия слепыми детьми.

5. Дети с выраженными нарушениями речи и тяжелыми формами заикания обучаются в соответствующих типах школ. Проводимая в них образовательная, воспитательная и коррекционная работа направлена на компенсацию речевой патологии. Это обеспечивает достижение более высокого уровня познавательного и личностного развития, что, в свою очередь, позволяет им продолжить образование в среднем и высших учебных заведениях.

Страницы: 1 2 3 4


Применение детекторов лжи
Использование детектора для выявления всевозможных форм обмана распространено весьма широко и имеет тенденцию увеличиваться. В настоящее время полиграф применяется более чем в 60 странах, причем не только силовыми структурами, но и в сфе ...

Подходы к пониманию механизма интуиции
Для объяснения механизма интуиции важно помнить, что в различных частях тела одновременно протекают бесчисленные жизненные процессы. Одни из них являются сознательными (например, произвольные мышечные движения) другие бессознательными (на ...