Психология » Я - концепция младшего школьника » Исследование Я-концепции в младшем школьном возрасте
Исследование Я-концепции в младшем школьном возрасте
Страница 2

Особенности развития личности младшего школьника создают благоприятную почву для позитивного воздействия, т.к. он стремиться иметь положительную самооценку, признание как со стороны взрослых, так и у сверстников.

Но как показывают результаты педагогической практики, у детей имеются объективные трудности в установлении согласованности между желанием «быть хорошим» и реальным поведением. Во многом это объясняется индивидуально-типическими и общевозрастными особенностями развития личности младшего школьника. Кроме того, у младшего школьника ещё только формируются активные механизмы психологической защиты от нежелательных оценок окружающих, от собственных неудач, поэтому необходимо развить у него навыки самоодобрения, поддержки, поощрения, стать самому себе источником адекватной самооценки. Трудность состоит в том, что у младшего школьника отчетливо выступает тенденция к переоценке своих возможностей, на этом фоне дети склонны подменять многие понятия, так например, большая часть испытуемых авторитет у сверстников заменили понятием дружбы; уверенность в себе как силу (физическим качествам); мы склонны думать, что самооценку многие понимают ни как признание своей ценности, ни как чувство превосходства над другими людьми, прежде всего над сверстниками. Это, в первую очередь, обусловлено системой школьного обучения и семейного воспитания, где ребенок находится в ситуации постоянного сравнения с другими людьми, и меньше всего оценивается динамика его «личностного роста». Поэтому при составлении программы (Приложение №6)выделили следующие направления:

помощь в открытии своего личностного «Я»;

повышение уверенности в себе;

ориентация на позитивные отношения между окружающими людьми.

В соответствии с выделенными направлениями задачи:

Формирование необходимых знаний, характеризующими личностное «Я» ребенка.

Формирование адекватного опосредованного отношения к результатам в учебе и других видах деятельности, стать самому себе источником одобрения в полезных начинаниях.

Развитие ориентации на позитивную оценку качеств других людей, особенно сверстников.

Способствовать развитию позитивного реагирования на оценку окружающих.

При планировании работы использовались принципы комплексного влияния на интеллектуального и личностно-мотивационного уровня развития младшего школьника, т.е учитывающий индивидуальные особенности школьника и уровень его подготовки.

Подбор заданий обеспечивает активность всех детей, эмоционально-благоприятную обстановку.

При поурочном планировании основное внимание уделяется практическим заданиям: в форме привычных игр и упражнений; включение детей в поисковую деятельность с использованием невербальной коммуникации, проигрывание этюдов, изобразительного творчества, сказкотерапии; адаптированные варианты известных в практической психологии методик тестирования, рекомендованных для образовательной сфере и снабженных нормативными показателями.

Целесообразность данных приёмов мы видим в следующем:

расширение способов межличностного общения;

освоение ролевого поведения, т.е. умение смотреть на мир глазами других людей;

проявление творческой активности;

снятие напряженности и скованности;

повышение интереса к своей личности и личности другого человека.

Введение регулярных занятий создает условия для позитивного формирования «Я – концепции» младшего школьника, развитию его представлений о себе, заботе о своём «личностном росте»; определению сдвигов в общении со сверстниками, повышение своей «ценности».

ОБЗОР ПРОГРАММЫ

этап

задача

1. Ориентировочный

познакомить учащихся с правилами и элементами работы в группе;

создать условия для положительного восприятия работы в группе;

сплочение группы

2. Основной

реализация целей и задач программы

3. Диагностический

получить обратную связь от работы в группе.

Страницы: 1 2 3


Психология творчества. Определение воображения
Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое воображение. Для исследования познавательной ро ...

Теория влечения (психоаналитический подход)
Основоположником этого подхода является 3. Фрейд. На протяжении уже ста лет его теория выступает предметом ожесточенных споров, однако благодаря трудам З. Фрейда агрессия и агрессивность были превращены из темы морализаторских рассуждений ...