Психология » Я - концепция младшего школьника » Исследование Я-концепции в младшем школьном возрасте
Исследование Я-концепции в младшем школьном возрасте
Страница 1

Наше исследование проводилось в школе №14 г. Волжского в 3 «Б» классе. Возраст детей 10-11 лет. В классе 21 учащийся.

Для изучения психологических особенностей Я-концепции младших школьников использовались следующие методики:

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (Приложение №1)

Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).(Приложение №2)

Первая проведенная нами методика - исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна. Детям были розданы бланки, на которых уже были начерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся отмечали соответствующими значками :

При каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя(х);

Как они оценивают развитие у себя этого качества , стороны в данный момент (-).

Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут. При обработке учитывались показатели уровня самооценки.

Полученные результаты представлены в таблице(Приложение № 3)

Также результаты наглядно изображены при помощи диаграммы:

Рис. 1. Самооценка у учащихся по методике Демо-Рубинштейна

По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 8 человек завышенная самооценка, что составляет 36%, у 7 человек – средняя (32%), у 7 – низкая (32%).

Анализируя выявленные показатели, можно отметить, что вся группа испытуемых по уровню самооценки поделена на три почти равные группы – дети с высокой, низкой и нормальной (средней) самооценкой.

Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки.

Детям раздали бланки, которые содержат 5 заданий ( 5 субтестов).

На выполнение детям давалось 25 минут. Исследование проводилось в спокойной обстановке.

Полученные результаты представлены таблице(Приложение №5)

Результаты выявления уровня можно представить в виде диаграммы (рис. 2).

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 17%, средний – 30%, а низкий у 30% учащихся. Так же можно сказать, что 74% учащихся в 3 классе признает свое сходство с другими, а вот 26% считают себя уникальными.

В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

Были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;

Учить слушать других;

Воспитывать чувство сопереживания;

Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;

Аргументировать оценки.

Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

Не предъявлять к ребенку завышенных требований;

Не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;

Вовлекать учащихся в коллективную работу;

При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;

Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

2.3 Программа формирования «Я-концепции» младших школьников

«Основная цель развития «Я- концепции» заключается в том, чтобы перейти от внешних источников подкрепления и обратной связи, к внутренним источникам и средствам позитивного и адекватного самовосприятия» – подчеркивал Р.Бернс (8 с.39) Это обеспечивает человеку чувство собственного достоинства, личностной неповторимости и ведет его к самостоятельности и самоактуализации.

Страницы: 1 2 3


Возрастная восприимчивость к различным патогенным воздействиям
В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью его структур и фондом роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одних и тех же условиях в одних случаях можно ожидать ...

Структура и динамика конфликта
Каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру . В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спе ...