|
Рисунок 5 – Наличие дружеских (приятельских) отношений у студентов 3 курса
Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации, и происходит затухание межличностных отношений.
Студенты 5 курса ответили следующим образом:
Рисунок 6 – Наличие дружеских (приятельских) отношений у студентов 5 курса
Пятый курс - перспектива скорого окончания вуза - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Проанализировав данные Рис. 4-6, можно сделать вывод о том, что наблюдается тенденция снижения важности фактора «межличностные отношения студентов»
Рисунок 7 – Динамика снижения фактора межличностных отношений студентов
В своих ответах на вопрос «Что не нравится в процессе учебной деятельности» студенты чаще всего отмечали следующее:
- не получаю необходимых знаний,
- преподают ненужные для будущей специальности предметы,
- отношения с преподавателями,
- недостаточная вовлеченность студентов в исследовательскую работу по будущей профессии.
Распределение ответов по курсам представлены в Табл. 3.
Таблица 3 - «Что не нравится в процессе учебной деятельности» |
№ |
Ответы на вопрос |
Количество баллов | |
1 курс |
3 курс |
5 курс | |
1 |
не получаю необходимых знаний |
5 |
19 |
12 | |
2 |
преподают ненужные для будущей специальности предметы |
6 |
22 |
18 | |
3 |
отношения с преподавателями |
4 |
12 |
11 | |
4 |
недостаточная вовлеченность студентов в исследовательскую работу по будущей профессии |
1 |
6 |
14 | | |
Итого |
16 |
59* |
55* |
*Число ответов превышает количество студентов 3 и 5 курса, т.к. они отмечали несколько вариантов ответов.
Данные Табл. 3 показывают, что студенты 3 курса проявляют наибольшую неудовлетворенность процессом учебной деятельностью
Рисунок 8 – Распределение ответов «Что не нравится в процессе учебной деятельности» по курсам
Анализ результатов исследования показал, ожидания студентов гуманитарных факультетов от учебы в университете не соответствуют реальному процессу обучения.
Анализ ответов студентов различных курсов на вопрос «Что для Вас на сегодняшний день главное в жизни» показал тенденцию снижения роли учебной деятельности в жизни студентов от 1 к 3 и далее к 5 курсу.
Если на 1 курсе учебная деятельность по результатам ответов занимает одно из главных мест в жизни студентов (42,5%) (Рис. 9), то к 3 курсу ее место в жизни студентов - всего лишь 22,2%. На первом месте у студентов 3 курса – отношения с друзьями (26,4%) и развлечения (21,7%) (Рис. 10).
Организация и методика проведения психодиагностического обследования. Организация и методика психодиагностического обследования
Обследование дошкольников проводилось в частном детском саду города Полевского. Обследование проводилось в период с 1.05 по 8.05.2007 г. Общее количество обследуемых – 8 человек, из которых 6 мальчиков и 2 девочки, средний возраст в групп ...
Процессы памяти
Различают основные процессы памяти: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание), забывание и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет восп ...
|