Психологические идеи Сократа

Сократ был самым знаменитым древнегреческими фи­лософом (469-399 до н. э.). Так же знамениты и его уче­ники Платон и Аристотель.

Учение о познании.

Процесс познания основан на познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обра­щение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо. Целью философских учений Сократа было стремление помочь людям найти «самих себя». Сократ, ища ответы на вопросы о природе человека, видел их не в отношении человека к природе, а в наличии некоего «внутреннего голоса», совести, кото­рый он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины.

Сократический метод.

Сократ был мастером устно­го общения и анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впослед­ствии стали называть сократическим методом. Этот ме­тод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью специальных вопросов вначале поставить под сомнение истинность их знаний, а затем достичь этой истины обна­ружением противоречий в утверждениях противника, их сталкиванием и таким образом нахождением нового, бо­лее надежного знания.

Значение идей Сократа для дальнейшего разви­тия психологии как науки.

Сократ в своем методе диа­лога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыгра­ли важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно е такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, - стали в XX в. основой экспериментальной психологии мышления.