Психология » История психологии как самостоятельная наука » Теория познания и теория аффектов Б. Спинозы
Теория познания и теория аффектов Б. Спинозы

Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский философ.

Теория познания. Существует четыре способа познания: 1) понаслышке; 2) от беспорядочного случайного опыта; 3) от общего к частному; 4) непосредственное восприятие сущности через познание ее ближайшей причины. На основе этих четырех способов познания Спиноза выводит три типа познания:

1) познания первого рода - это мнение и воображение, которые существуют в виде образов. Эти познания являются смутными и искаженными, а также дают лишь абстрактные знания;

2) познания второго рода - это общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуальных особенностей обозначаемых объектов;

3) интуитивное познание, определяемое как знание сущности вещей, в котором конкретное и индивидуальное выступает в их подлинном единстве.

Теория аффектов. Аффекты определяются как естественные проявления природы, и их необходимо рассматривать с двух точек зрения. С точки зрения мышления аффекты - это ложная, внушенная окружающими вещами идея, в которой утверждается неадекватная реальной способность тела существовать и действовать, а с точки зрения протяжения аффекты - это состояния тела, в которых вследствие воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается действительная возможность этих тел существовать и действовать.

Выделяются три первичных аффекта; желание (влечение), удовольствие (радость), неудовольствие (печаль). Все многообразие прочих эффектов образуется на основе этих трех по следующим принципам: путем изменения нашего представления о предмете, через сопереживание или по ассоциации.

Спиноза определяет страсти, эмоции, аффекты как основную причину несвободы человека, так как поглощенность ими не дает возможности понять их причины. Только отказ от эмоций обусловливает человеческую свободу и дает представление об истинной силе и возможностях, показывая человеку, что зависит от его воли, а что - от сложившихся обстоятельств. При этом свобода понимается не как возможность следовать своим аффектам, а как возможность познания необходимости и подчинение этой необходимости. Свобода - это освобождение человек от влияния на него инстинктов, или страстей.

Выделяются три первичных аффекта; желание (влечение), удовольствие (радость), неудовольствие (печаль). Все многообразие прочих эффектов образуется на основе этих трех по следующим принципам: путем изменения нашего представления о предмете, через сопереживание или по ассоциации.

Спиноза определяет страсти, эмоции, аффекты как основную причину несвободы человека, так как поглощенность ими не дает возможности понять их причины. Только отказ от эмоций обусловливает человеческую свободу и дает представление об истинной силе и возможностях, показывая человеку, что зависит от его воли, а что - от сложившихся обстоятельств. При этом свобода понимается не как возможность следовать своим аффектам, а как возможность познания необходимхти и подчинение этой необходимости. Свобода - это освобождение человек от влияния на него инстинктов, или страстей.

Выделяются три первичных аффекта; желание (влечение), удовольствие (радость), неудовольствие (печаль). Все многообразие прочих эффектов образуется на основе этих трех по следующим принципам: путем изменения нашего представления о предмете, через сопереживание или по ассоциации.

Спиноза определяет страсти, эмоции, аффекты как основную причину несвободы человека, так как поглощенность ими не дает возможности понять их причины. Только отказ от эмоций обусловливает человеческую свободу и дает представление об истинной силе и возможностях, показывая человеку, что зависит от его воли, а что - от сложившихся обстоятельств. При этом свобода понимается не как возможность следовать своим аффектам, а как возможность познания необходимхти и подчинение этой необходимости. Свобода - это освобождение человек от влияния на него инстинктов, или страстей.


Приложения
Приложение 1 Методика определения уровня депрессии (В.А.Жмуров). Инструкция к тесту Читайте каждую группу показаний (их 44) и выбирайте подходящий вариант ответа - a, b, c или d. Тестовый материал 1. a.Мое настроение сейчас не более ...

Источники и задачи психологии труда
Если, как мы условились в п. 1.2., понимать под предметом изучения в нашем случае любое полезное психологическое знание о труде и трудящемся, сохраняемое людьми тем или иным способом (и следовательно, в той или иной мере отра­жающее, моде ...