Понятие архетипа у К. Г. Юнга.
Страница 1

Архетипы являются структурной единицей коллективного бессознательного, присущи всему человеческому роду, врождены у каждого человека и передаются от поколения к поколению. Это формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие а реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. По Юнгу, существует ряд универсальных для всех культур, времен и народов архетипов, которые имеют определенные характеристики и являются структурой личности.

1. Персона - роль, предписанная человеку обществом или внутренними потребностями, это публичная маска личности, надеваемая в ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной сущности.

2. Анима и Анимус - это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной личности: архетип своего пола формирует половую идентичность и ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола в этой же личности обусловливает наличие тех черт характера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу.

3. Тень — это темная сторона личности, ее животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она формирует неприятные и социально неодобряемые мысли, чувства и действия, которые могут проявляться в скрытой форме, так как под маской «Персоны» они вытесняются в индивидуальное бессознательное.

4. Самость - это центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность, при этом не противопоставляв сознание бессознательному. Реализация самости является целью жизни.

Мотивационная система личности сформирована на архетипах как основных мотивах деятельности, направляющих организм в определенную сторону через преобладание того или иного архетипа в структуре личности.

Типологическая модель К. Юнга

Известный психолог К. Юнг, как уже отмечалось, выде­лил два типа людей: экстраверты и интроверты. Кроме того, люди различаются преобладанием той или иной функции: мыслительной, либо эмоционально-чувствующей, либо ощу­щающей, либо интуитивной. Типовая дифференция начи­нается очень рано, поэтому можно говорить о ней, как о врожденной.

Экстравертный тип.

«Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему миру и событиям, стремлением иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, тен­денцией демонстрировать самого себя: вся его психическая жизнь разыгрывается снаружи, непосредственно, как реак­ция на окружающую среду. Самым ранним признаком эк­страверсии у ребенка является его быстрое приспособление к окружающей среде, повышенный интерес к предметам, все неизвестное и рискованное его манит. Мысли, стереоти­пы поведения экстраверта реально определяются внешни­ми объективными условиями, а внутренняя жизнь зани­мает второе место после внешней необходимости». Самая частая форма невроза у экстравертного типа — истерия —

Страницы: 1 2 3 4


Характеристика этапов становления предмета психологии с античности до периода открытого кризиса
В рамках античной философии были впервые сформулированы представления о предмете психологии - она тогда была наукой о душе. Согласно Демокриту, мир есть движущаяся материя, бесчисленное множество движущихся в пустоте атомов, и все вещи с ...

Теоретические основы изучения мотивации. Теории мотивации
Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения. Истоки современных т ...