Заключение
Страница 1

Подводя итоги анализу данного исследования, считаем целесообразным, обобщить основные результаты и сформулировать выводы, к которым он привел. Основным предметом анализа явились стратегии поведения сотрудников при конфликтной ситуации, обусловленные личностными и профессиональными особенностями.

Проведен анализ существующих основных концепций конфликта в отечественной и зарубежной психологии, особенностей конфликта в организации. Можно сделать такой вывод, что конфликт, который возникает в трудовом коллективе – это понятие и принятие противоречий, которые возникли в коллективе или организации. Для того, что бы решить конфликтные ситуации, чаще всего используют одну из стратегий поведения, а так же смешивая их, для достижения наиболее высокого результат. Существуют пять типов стратегий поведения индивидов в конфликтной ситуации: сотрудничества, соперничества, избегания, компромисса, приспособления.

В результате эмпирического исследования, нами были сделаны следующие выводы:

1. Выявлены различия выраженности показателей личностных характеристик, уровня эмоционального выгорания и выбора стратегий поведения в конфликтной ситуации в группах, различающиеся профессиональным уровнем.

Так, группа руководителей при конфликте использует стратегию компромисса, самодостаточны, у группы еще не сложился симптом, но уже испытывают напряжение из-за психотравмирующих обстоятельств, уже сложился симптом редукции профессиональных обязанностей, эмоциональное выгорание.

Группа исполнителей при конфликте использует стратегию сотрудничества, приспособления, для группы характерны такие личностные черты, как смелость и экстраверсия.

2. Также выявлены различия в характере взаимосвязей стратегий поведения в конфликте со свойствами личности и эмоциональным выгоранием в группах, различающихся профессиональным уровнем.

Группа руководителей: в группе мужчины более обособлены, меньше переживают психотравмирующих обстоятельств. Женщины – руководители отличаются сердечностью, добротой, сильнее переживают психотравмирующие обстоятельства. Руководители с высшим образованием более доминантны, а со средним образованием более конформны. Высокий уровень совестливости и низкий уровень консерватизма взаимосвязаны с редукцией профессиональных обязанностей. Высокий уровень контроля поведения взаимосвязан с снижением тревоги и депрессии. Высокий уровень тревожности, обособленность, фрустрированность взаимосвязаны с эмоциональным дефицитом, который приводит к эмоциональной неустойчивости. Низкий уровень смелости взаимосвязан с эмоциональным выгоранием и эмоционально-нравственной дезориентацией. Чем выше в группе уровень силы «Сверх-Я», тем сложнее руководителю идти на компромисс. Использование при конфликте стратегии соперничества повышает эмоциональную отстраненность. Смелость снижает уровень использования стратегии избегания конфликтов. Наличие беспечности мешает приспособлению в конфликтной ситуации. Низкий уровень стратегии сотрудничества вызывает склонность к чувству вины, повышает уровень переживаний психотравмирующих обстоятельств и чувство «загнанности в клетку». Использование в конфликте стратегии компромисса связано с высокой совестливостью.

Группа исполнителей: в группе исполнителей эмоционально-нравственная дезориентация выше у женщин и, соответственно, ниже у мужчин, взаимосвязана с фрустрированностью и гипертимией, также с использованием стратегии сотрудничества, но не использованием стратегии компромисса. Тревожность и депрессия взаимосвязана со смелостью – робостью, использованием стратегии соперничества, компромисса, низким уровнем сотрудничества и импульсивностью. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование вызвано эмоциональной устойчивостью и суровостью, жестокостью. Редукция профессиональных обязанностей взаимосвязана с озабоченностью. Низкий уровень использования стратегии компромисса взаимосвязан с самоуверенностью, высокой неудовлетворенностью собой и напряженностью, низким уровнем деперсонализации, взаимосвязанной с эмоциональной устойчивостью. Низкий уровень самоуверенности связан с эмоциональным дефицитом, ощущением «загнанности в клетку», использованием стратегии сотрудничества и избегания. Использование стратегии приспособления взаимосвязано с низким интеллектом, недобросовестностью, низким уровнем эмоциональной отстраненности, высоким уровнем ощущения «загнанности в клетку» и самостоятельностью, взаимосвязанной с низким уровнем расширения сферы экономии эмоций и эмоциональной отстраненности. Уровень образования не взаимосвязан с другими показателями.

3. На основе результатов факторного анализа можно сказать, что выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации в группе руководителей обусловлен 6 факторами: 1) Приспособленность, как характеристика личности, обусловленная эмоциональной устойчивостью; 2) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, как показатель эмоционального выгорания, обусловленный пармией; 3) Неудовлетворенность собой, сильная у женщин и слабая у мужчин; 4) Экстраверсия, как характеристика личности, обусловленная эмоциональной отстраненностью; 5) Психосоматические и психовегетативные нарушения, как следствие конфликтности и жестокости; 6) Радикализм, как личностная характеристика, высокая у руководителей со средним образованием и низкая с высшим образованием.

Страницы: 1 2 3 4


Подходы на проблему свободы в зарубежной психологии
Э. Фромм считает позитивную свободу, "свободу для", главным условием роста и развития человека, связывая ее со спонтанностью, целостностью, креативностью и биофилией – стремлением к утверждению жизни в противовес смерти [38]. Вм ...

Становление специальной педагогики как науки в России
История российской дефектологии имеет примеры самопожертвования, самоотверженного труда в деле преодоления психических и физических дефектов у ребенка, исправления аномалий в его развитии и поведении. Российская история коррекционной педа ...