Приложения
Страница 2

Если первым ребенок изображает себя, скорее всего, он воспринимает себя как центр внимания, считает главным в семье. При такой ситуации его собственное изображение значительно отличается от других по степени детализированности, тщательности прорисовки, декорированности. В других случаях — если в рисунке есть показатели личностного неблагополучия ребенка — необходимо уточнить, не выполняет ли такое изображение функцию компенсации.

Изображение первыми различных предметов, а не людей рассматривается как уход, защита от неприятного задания. Это свидетельствует о неблагополучии в семейной ситуации или о недостаточном доверии ребенка к экспериментатору. Если последней рисуется фигура матери, то чаще всего это говорит о негативном отношении ребенка к ней. Изображение последними других членов семьи не интерпретируется как показатель таких отношений.

Состав семьи. Изображение всей семьи рассматривается как один из показателей благоприятной семейной ситуации, но может свидетельствовать о ней только в сочетании с другими показателями ненарушенных семейных отношений. Присутствие в рисунке не проживающих в семье взрослых (как правило, бабушка или дедушка) может свидетельствовать о неудовлетворенности ребенка семейными отношениями, об их конфликтности.

Изображение не входящих в семью детей рассматривается как проявление чувства одиночества в семье, недостатка внимания.

Включение в рисунок не живущих в доме животных (как правило, пушистых и мягких) интерпретируется так же, как и расширение семьи за счет детей. С той только разницей, что здесь можно предположить у ребенка выраженную потребность в более теплых эмоциональных отношениях, тогда как включение в рисунок детей свидетельствует, скорее всего, о потребности в общении на равных.

Отсутствие изображения какого-нибудь члена семьи (или редуцированное его изображение) может быть связано с негативными эмоциями по отношению к нему, конфликтными отношениями ребенка с ним. Часто в рисунке отсутствуют братья и сестры, что связано с конкурентностью в отношениях с ними.

Если отсутствует изображение самого ребенка, это указывает на эмоциональное неприятие ребенка в семье, чувство отверженности у него.

Так же интерпретируется отсутствие изображения членов семьи (ребенок рисует себя одного или с кем-нибудь другим, не входящим в семью). Эти варианты различаются отношением ребенка к такому отвержению. В случае отсутствия изображения ребенка можно предположить, что он чувствует свою вину за то, что не принимается членами семьи. В другом случае ребенок обвиняет семью, что приводит к весьма драматичной ситуации: ребенок и злится, и обижается на своих родителей, и любит их (часто такая противоречивость эмоций находит выход в агрессивных тенденциях, негативной демонстративности).

Изображение различных фигур на разных сторонах листа или на разных листах рассматривается как показатель враждебности между «разъединенными» членами семьи.

Отказ рисовать семью (при условии хорошего контакта экспериментатора с ребенком) свидетельствует о чрезмерном эмоциональном напряжении ребенка в связи с семейной ситуацией, тенденции к вытеснению этих ощущений.

Величина фигур. Неадекватно большое изображение какого-нибудь члена семьи может свидетельствовать о его доминантности. Такое доминирование может вызывать у ребенка отрицательное отношение, и тогда в рисунке встречаются другие показатели такого отношения (например, штриховка этой фигуры).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Искусственный сон – гипноз
Гипноз – особое психофизиологическое состояние (отличное от сна и бодрствования), возникающее в результате направленного психологического воздействия – внушения. Отличительной чертой гипноза является строгая, не свойственная сну и бодрств ...

Развитие внимания у детей
Мы уже описывали развитие внимания у новорожденных детей. Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребёнок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в со ...