-Кризис отречения (17-19 лет; средний - 18 лет). Кризис структуирования личностного общения, Я-концепции, вторичного самосознания персоны. Психологическое отделение от родителей, кризис «вырывания корней».
- Кризис самоопределения /переходный или взросления/ (23-25 лет; средний - 24 г.). Является кризисом функционирования образовательной деятельности, персонных психологических процессов (когнитивных). По Э. Эриксону - кризис идентичности. По В.И. Слободчикову - кризис юности с разрывом идеала и реальности, поиска и освоения общих способов решения логических, этических, социальных задач совместно с общественным взрослым; завершается формирование пространства внутреннего мира (воображение, рефлексия); итог ступени персонности; кризис становления событийности.
- Кризис принятия (34-36 лет; средний - 35 лет). Характеризуется структуированием сознания индивидуальности, новообразования активной Я-концепции, третичного самосознания, семейной, профессиональной определенности. По В.И.Слободчикову - кризис молодости, становления самобытности.
- Кризис инволюции (44-46 лет; средний - 45 лет). Явялется кризисом функционирования трудовой (микросоциальной) деятельности, индивидуальных психологических процессов (когнитивно-рефлексивных). По В.И. Слободчикову - это кризис взрослости с разрывом личного и общечеловеческого смысла жизни; завершением воспроизводства и творчества в системе общественной деятельности; является кризисом мировоззрения с освоением социо-культурного пространства, становления событийности.
- Кризис отвержения /или генеративности/ (55-65 лет; ср.- 60 лет). Является кризисом структуирования персоналистического сознания, новообразования генеративной Я-концепции, креативного самосознания, социальной определенности. По В.И. Слободчикову - кризис зрелости, становления самобытности. По Э. Эриксону - это психосоциальный кризис творчества.
- Кризис умирания. Характеризуется как кризис функционирования гуманистической (или макросоциальной, культурно-социальной) деятельности, персоналистических психологических процессов (рефлексивных). По Э. Эриксону - кризис интеграции. По В.И. Слободчикову - это кризис индивидуальной жизни с разрывом телесного и духовного существования; завершением творчества в пространстве экзистенциональных ценностей; кризис личности, имеющей собственную позицию в культуре и истории, становления событийности.
4. Синтогенетическая психология как интегративная сфера знаний
Таким образом синтогенетическая периодизация основана на принципах временной организации психического развития П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина (эпохи, периоды, стадии, кризисы). При этом наиболее продолжительные временные отрезки обозначены как периоды, а наименее продолжительные - как фазы развития.
В свою очередь использована поуровневая система построения возрастных периодов или ступеней развития субьектности по В.И. Слободчикову и уровней личности А.Н. Ананьева, В.С. Мерлина. Причем вместо периодов становления самобытности В.И. Слободчикова предложена стадия интеграции, а вместо периода становления самобытности - стадия дифференциации.
В синтогенетической периодизации сохранено и подразделение по Л.С. Выготскому литических фаз развития на две подфазы, а кризисов развития - на предкризис, собственно кризис и посткризис. Фазы дивергенции и конвергенции наглядно отражают характер вазимодействия синтогенетических осей или линий развития Ж. Пиаже аналогично схеме деятельностной периодизации Д.Б. Эльконина.
Выделение кризисов структуирования сознания, Я-концепции, центрального новообразования и кризисов функционирования ведущей деятельности, основных психологических процессов соответствует как принципам организации периодизаций Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейн, так и теории психосоциальных кризисов Э. Эриксона, психодинамической концепции психологических кризисов и т.д. Кроме того введено понятие переходного (фазового) кризиса, обьединяющего подфазы между собой.
Характеристика межличностных отношений и социального поведения детей с
нарушениями речи разной степени тяжести
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
Наличие органического поражения мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят духоту, жару, езду в трансп ...
Концепция тела и души, дуализм в философии Р. Декарта
Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень важное разделение души и тела, сделав их совершенно независимыми друг от друга субстанциями через использование механистической теории человеческого организма как «тела-машины» и способности ...
|