Психология » Психопрофилактика девиантного поведения среди подростков » Психопрофилактическая программа социальной адаптации подростков с отклоняющимся поведением
Психопрофилактическая программа социальной адаптации подростков с отклоняющимся поведением
Страница 2

3. Проведение социально-психологического тренинга, состоящего из 7 занятий длительностью 3 часа, общий объем - 21 час.

4. Итоговое измерение социального интеллекта подростков.

Для диагностики эффективно использование методики исследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптацией теста Дж. Гилфорда и М. Салливена.

Логика построения групповых коррекционных занятий:

1 занятие - создание благоприятных условий для работы группы, самопознание;

2 занятие - развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков;

3 занятие - развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации;

4 занятие - сопоставление информации о себе "изнутри" и "извне"; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;

5 занятие - приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения;

Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию - 2 - 3 месяца.

Занятие №1

Цели:

§ создание благоприятных условий для работы группы;

§ принятие правил работы;

§ определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников;

§ начальное освоение способов самораскрытия и активного стиля общения.

1. Знакомство (проверить, как запомнили друг друга, включив перемену мест).

2. Принятие правил работы в группе.

3. Ожидания, связанные с работой в группе.

Назначение: получить первый опыт - говорить в группе.

4. Игра "Встаньте в круг".

Назначение:

§ создание общей атмосферы тренинга;

§ построение доверительных отношений участников.

Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток.

Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг.

5. Игра "Меняются местами те, кто…".

Назначение:

§ интенсивное физическое взаимодействие;

§ создание общей атмосферы тренинга;

§ диагностика динамики поведения участников.

6. Упр. "Мои добрые дела"

Назначение:

§ развитие умений анализировать свои поступки;

§ настрой на доброе отношение друг к другу.

Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом.

7. Разминка.

Изобразить, как ходит:

§ глубокий старик;

§ младенец, только начавший ходить;

§ солдат;

§ пьяный;

§ влюблённый, ожидающий свидания;

§ робот;

§ горилла и т.п.

Назначение: снять напряжение и усталость.

8. Упр. "Мои сильные стороны".

Назначение:

§ формирование доверия к самому себе;

§ развитие умений думать о себе положительно.

9. Обратная связь: анкетирование "Откровенно говоря…"

Дата занятия

Тренинговое имя

1) Во время занятий я понял, что…

2) Самым полезным для меня было…

3) Я был бы более откровенным, если…

4) Мне не понравилось…

5) Больше всего мне понравилось, как работал (а) …

6) На следующем занятии я хотел бы…

Вопросы анкеты могут варьироваться, но проводить анкетирование важно в конце каждого занятия.

10. Подведение итогов.

Очень часто участники находят, что сказать по поводу занятия вслух. Актуальным является ответ на вопрос "Как вы себя чувствуете?"

Занятие №2

Цели:

§ способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;

§ совершенствовать коммуникативные навыки.

1. Приветствие "Я рад тебя видеть".

2. а) Анализ анкет "Откровенно говоря…"

б) Напоминание о правилах работы в группе, необходимые уточнения.

3. Упражнения на представление чувства собственного достоинства. Участники перебрасываются мячиком и объясняют.

I. а) "Ругать - это значит…"

б) "Если человека ругают, то он…"

"Скульптор" изображает скульптуру человека, которого ругают.

Обратная связь:

§ какие чувства испытывает человек, находящийся в роли скульптуры;

§ какую позу принял бы, если бы сам был своим "скульптором".

Страницы: 1 2 3 4


Актуальность проблемы изучения сформированности полоролевых представлений у дошкольников
Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. Немаловажное значение имеет при этом воспитание у детей правильных личностных взаимоотношений и, в частности, тех, которые составят основу ...

Экспериментальная часть
Нами была выбрана экспериментальная группа, состоящая из 40 человек. В соответствии с проведенным нами заранее тестом на тип темперамента Г. Айзенка, целевая группа была разделена на четыре части в зависимости от темперамента: холерики, с ...