Психология » Проблемы биологической и социальной природы в психике » Социальное в развитии человека и его психики
Социальное в развитии человека и его психики
Страница 2

Процесс социального развития есть результат последовательного включения человека в различные системы социальных отношений. Наряду с факторами прямого, межличностного взаимодействия, важное значение имеет совокупность общественных отношений (социальные, экономические и культурные факторы) В дошкольном периоде, который является первичной, непосредственной формой социального развития, можно выделить ряд качественно различных фаз или этапов этого развития.

Особенность первой фазы — новорожденности — состоит в том, что она содержит предпосылки социализации индивидных свойств и всех последующих форм социального развития. Поло­жение о том, что предрасположенность человека к социальному развитию предусмотрена его наследственностью, что человече­ское существо социально генетически, не раз подчеркивалось в исследованиях по психологии раннего детства

Вторая фаза относится к младенческому возрасту, когда фор­мируется психологическая готовность к социализации па основе развития разноуровневой структуры задатков. В младенческий период происходит интенсивное формирование доречевой комму­никации и почти всех естественных форм психики, за исключе­нием представления. При особой чувствительности к разнооб­разным воздействиям взрослых (речевым, эмоциональным и др.), обеспечивающих удовлетворение жизненно необходимых потреб­ностей ребенка, появляется целый комплекс неспецифических форм общения, а также эмоциональная избирательность пове­дения. Именно в этот период жизни обнаруживается многообразие воздействии ребенка на взрослого в виде жестикуляции, го­лосовых, общедвигательных и эмоциональных реакций. Это дало основание Д. Б. Эльконину сделать вывод о том, что эмоциональное общение со взрослыми представляет собой веду­щую деятельность младенца, на фоне и внутри которой форми­руются ориентировочные и сенсомоторные манипулятивные дей­ствия. Эмоциональное общение в качестве основного фактора развития определяет специфику младенческого возраста. В этот ранний период жизни наряду с естественными формами психического развития закладываются предпосылки для формирова­ния субъекта общения, познания, деятельности и личности.

Следующая, третья, фаза подготовительного периода — преддошкольный возраст — характеризуется тем, что на ее протя­жении формируется основной и универсальный механизм социа­лизации и социального развития в целом — речевая деятель­ность, которая создает инструментальную готовность ребенка к его последующему социальному развитию. Овладение речью и общение, познавательная и практическая, предметно-манипулятивная активность способствуют образованию обобщенной и эле­ментарной формы самосознания, собственного “я”. Это начало построения социальных свойств как бы “сверху”, с образования высших элементов личности и субъекта деятельности — само­сознания, а не только “снизу”, с развития их основы в виде ин­дивидных свойств.

К концу преддошкольного возраста “я” ре­бенка представляет собой весьма неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий представление о своих простейших ндивидных и социальных характеристиках. И. М. Сеченов и вслед за ним Б. Г. Ананьев дали блестящий анализ процесса осознания ребенком самого себя, кото­рый развертывается у него параллельно с отражением внешнего мира. Ребенок начинает называть себя по имени, выделять себя как постоянное целое из текущего потока изменяющихся соб­ственных действий и состояний.

Процесс овладения речью в этот период представляет собой иерархическую возрастную структуру, где идет одновременно разноуровневое развитие фонематического слуха, слогообразование, построение слов и грамматических синтаксических форм. Такой характер развития обусловливает ускоренный темп формирования у ребенка языковой системы в целом. Этот процесс заканчивается в основном к трем годам.

Речевая система представляет собой сложно многоуровневое образование, где на основе природной дифференциации звуков и их комплексов возникает и развивается новый функциональный системный механизм, моделирующий объективную языковую систему общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7