Психология » Проблемы биологической и социальной природы в психике » Социальное в развитии человека и его психики
Социальное в развитии человека и его психики
Страница 3

Формируясь в процессе общения и выполняя коммуникативную, прагматическую и познавательную функции, речь ребенка служит средством выделения его из социальной среды и в то же время является механизмом адаптации его к требованиям социального окружения путем самоограничения своих желаний и потребностей в ответ на предписания взрослых. К трем годам дети способны произвольно изменить поведение и затормозить свои непосредственные импульсы по словесному приказу взрослого.

Это подготавливает ребенка к активному восприятию многообразных воздействий социального окружения в последующий, дошкольный период, с которого начинается интенсивное социальное развитие психики.

Широкий и многообразный диапазон социальных воздействий на ребенка в дошкольном возрасте приводит к появлению цело­го ряда социально-психологических эффектов. Они возникают как в индивидной организации при социализации психофизиологических функций, так и при формировании структурных обра­зований личности, субъекта общения, познания, деятельности и индивидуальности в их первоначальном виде. Происходит пе­реход психической эволюции на качественно новый путь соци­ального развития. В этот процесс постепенно вовлекаются все естественные формы психики, и он приводит к возникновению целого ряда психологических эффектов посредством речевой де­ятельности, вносящей новый принцип в работу мозга.

Под воздействием второсигнальных импульсов и в контек­сте решаемых ребенком социально и личностно значимых задач, происходят значительные изменения чувствительности разной модальности. Важным элементом социализации в этот период является включение в сенсорный и перцептивный опыт ребенка посредством общения и речи социально-фиксированных этало­нов в виде овладения системой темперированных звуков, зна­ния цветового спектра, набора геометрических форм.

На этой основе осуществляется упорядочение и систематизация сен­сорного и перцептивного опыта в целом путем использования операций сличения и сравнения, группировки, классификации и

сериации. Процессы восприятия становятся направлен­ными, сознательно регулируемыми и мотивируемыми актами. Наблюдение в начале своего развития проходит стадии перечисления, описания, интерпретации. В качестве новых свойств, приобретаемых в этот период, выступает и признак осмысленности, когда воспринимаемый объект связывается со словом, а чувственное и смысловое содержания перцепции взаимообусловливают друг друга. Таким образом, возникает деятельностная структура процессов восприятия, и формируется субъект познавательной деятельности.

Наряду с образной памятью, которая преобразуется под влиянием социальных факторов в том же направлении, что и пер­цепция, формируется и способность к запоминанию словесного материала. Кроме наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления, образуется новый словесно-логический уровень решения мыслительных задач. Таким образом, усложнение по­знавательной сферы ребенка характеризуется тем, что в основ­ных формах его психофизиологических функций образуются и как бы надстраиваются качественно новые вербализованные уровни. Посредством речи происходит и формирование нового типа регуляции психики и поведения, складываются произвольные формы перцепции, памяти, внимания, мышления. Не только в процессе восприятия, но и при запоминании и решении разного рода задач ребенок начинает пользоваться различными

способами и приемами, которые усиливают психическую дея­тельность, превращая ее в активный процесс, направленный на преобразование получаемых знаний. В результате к концу до­школьного периода создается принципиально новый познава­тельный аппарат, более совершенный с точки зрения требова­ний социального взаимодействия и дальнейшего культурного и интеллектуального развития. Обширный и разнообразный комп­лекс психических изменений и преобразований в процессе со­циального развития свидетельствует о начале формирования но­вой психологической структуры субъекта познавательной дея­тельности в ее различных модификациях в виде складывания

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Примеры преодоления эмоциональных конфликтных ситуаций
Если инициатором конфликта выступают другие: Конфликтная фраза Варианты ответа в партнерской позиции Мы не хотим сотрудничать с Вами Пожалуйста, объясните причины Почему я должен следовать Вашим указаниям ? Давайте, ...

Чувство неполноценности и чувство общности
А.Адлер считал, что психологический контекст приобретает чрезвычайную важность в случаях детей, рожденных с поврежденными органами. Так как эти дети оказываются в более сложной ситуации, чем другие, в них ярко проявляется преувеличенное ч ...