Психология » Особенности иерархии семейных ценностей » Брак и семья в системе ценностей современного человека
Брак и семья в системе ценностей современного человека
Страница 3

Современная семья эволюционирует в своей супружеской форме, что означает выдвижение на первый план значения супружества, обладающего статусом самостоятельной ценности. Превращение любви в основной мотив брака расширяет, по мнению А.Г. Харчева, круг моральных требований, предъявляемых супругами друг к другу, повышает ожидания, связанные с супружеством. Л.В. Варфалви отмечает, что для современного переходного состояния характерны определенные трудности в освоении супружеских ценностей[9].

В современном брачном союзе возрастает значение личного, интимного общения, основанного на любви, уважении, внимании, заботе, ощущении ценности своей личности. Брак в современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. Вместе с тем это усложняет характер супружеских взаимоотношений, увеличивает вероятность психологических коллизий в семье, что делает последнюю менее устойчивой.

По мнению В.И. Косачевой, возникает новое понимание стабильности семьи, т. к. сегодня, во-первых, семья призвана выполнить функцию среды формирования наиболее прочных, устойчивых, позитивных эмоций: отношений любви, отношений отцовства и материнства (не связанных с экономическими или какими-либо другими утилитарными критериями), отношений тесного общения и т.д.

Во-вторых, семья выступает как культурная общность – общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиции во взаимоотношениях с обществом (семья, в частности, выступает и в качестве сферы, где компенсируются какие-либо неудачи в общественной деятельности) и т.д. При этом следует учитывать, что поскольку главной ценностью нашего общества является личное счастье человека, то в настоящий момент стоит задача не только стабилизации семьи как таковой, а успешности брачно-семейных отношений или качества брака[10].

В последние десятилетия изучение брака и семьи стало важной темой многих исследований. Наряду с конкретно-эмпирическими исследованиями появляются работы теоретического, обобщающего типа: попытки определения и уточнения понятийного аппарата, анализ и дифференциация методологических подходов, разработка теорий «среднего уровня обобщения». Хотя теория семьи и брака еще далека от завершенности, но уже имеется ряд важных уточнений.

Первое – это разделение на макроуровневый и микроуровневый подход к исследованию. При макроуровневом подходе брак и семья рассматриваются как исторически изменчивые социальные институты, элементы более общего социального целого, связанные с другими социальными институтами взаимными влияниями. Для микроуровневого подхода (конкретно-социологического, социально-психологического) семья выступает как малая социальная группа, члены которой связаны между собой отношениями супружества и родства.

Второе принципиальное методологическое положение – разграничение исследований семьи и исследований брака и выделение супружества как отдельного объекта исследования.

По мнению Л.С. Алексеевой, психологические подходы к изучению семьи и брака сводятся к трем основным теориям, которые выясняют закономерности супружеских отношений с учетом их особенностей:

· структурности этих отношений, выступающих как такая динамическая система, благодаря которой выстраивается некоторое их «членство»;

· функциональности, подразумевающей взаимосвязанность и мотивированность действий каждого из членов в общей системе отношений;

· адаптивности как соотношения индивидуальных и личностных свойств членов семьи, обеспечивающие возможности их приспособления друг к другу[11].

Более глубокие исследования особенностей функционирования и развития семьи, по мнению А.Я. Варги, привели к необходимости детального изучения и вычленения структурных характеристик отношений, структуры отношений в семье. Базовая идея системного подхода заключается в том, что семья – это социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Я. Варга определяет семейную систему как группу людей, связанную общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями, выделяет в ней две основные подсистемы: супружескую подсистему, состоящую из мужа и жены, и подсистему детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Методологические основы истории психологии. Принципы историко-психологического анализа
Принцип историзма - рассмотрение опр-ного отрезка развития мэуки в контексте социокультурных условий, зависимость его от общей ситуации в науке в це­лом и в изучаемой науке в частности через сопоставление с предыдущими накопленными в изу ...

Ассоциативная психология Д. Бэна.
А. Бэн (1818-1903) является представителем третьего, завершающего этапа в развитии ассоцианизма. В его теории наблюдается ряд отступлений от положений предыдущего этапа, в частности понимание ассоциации как творческого процесса, учение о ...